Theory and application of economic analysis

Kabdulsharipova Alia Mukhtarabovna

The instructor profile

Description: This discipline contains: types of economic analysis, their content; basics of functional-cost analysis; analysis of marketing and operational activity of the enterprise; analysis of technical and organizational level of production of the enterprise; analysis of availability and use of fixed capital of the enterprise; analysis of financial activity of the enterprise; analysis of investment activity of the enterprise; analysis of innovation activity of the enterprise; complex (rating) assessment of the enterprise.

Amount of credits: 5

Пререквизиты:

  • Economic theory

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works 30
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 75
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: University component

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • 1. Освоение функции менеджмента по анализу производственно-финансовой деятельности предприятия для обоснования принятия управленческих решений в формировании экономической тактики и стратегии предприятия.
Objective
  • Формирование логики экономического мышления и анализа, систематизации и взаимосвязи экономической информации; - изучение техники аналитических расчетов; - использование результатов экономического анализа для обоснования принятия управленческих решений; - использование актуальных методологических и практических разработок в области экономического анализа.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • . Демонстрировать знания в области методологии, метода и методики экономического анализа деятельности предприятий; причинно-следственных связей, возникающих как результат деятельности организации, а также их количественной оценки.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • Уметь детализировать, систематизировать и моделировать экономические явления и процессы; понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость; использовать информационную базу для анализа; обосновывать и принимать управленческие решения по повышению эффективности деятельности предприятия.
Learning outcome: formation of judgments
  • 1. Уметь критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений, интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения аналитических задач. Уметь креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций.
Learning outcome: communicative abilities
  • 1. Уметь реализовывать навыки ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной форме. Уметь работать в команде в процессе обоснования и принятия управленческих решений.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • 1. Получить навыки выбора и применения методов и приемов экономического анализа в соответствии с поставленными целями; сбора и подготовки к анализу исходных информационных данных; проведение расчетов факторного анализа результирующих показателей; обобщения и оценки результатов деятельности предприятия; выявления и прогнозирования существующих и потенциальных проблем; разработки конкретных мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности использования производственного потенциала и финансовых ресурсов предприятия.
Teaching methods

При проведении учебных занятий предусматривается проведение следукющих образовательных технологий: - технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; - коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм, слайд-презентации лекций); - метод кейсов (анализ ситуации); -информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии (профессиональные пакеты программных средств Windows); - поисково-исследовательская (в рамках СРО). Магистранты в рамках СРОП выполняют кейс на тему «Анализ выполнения плана операционной деятельности предприятия». Защита кейса предполагает командную работу.

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
1  rating Выполнение индивидуального задания на определение относительных и абсолютных показателей 0-100
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение задач, разбор практических ситуаций
Подготовка презентации
2  rating Решение задач, разбор практических ситуаций 0-100
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение задач, разбор практических ситуаций
Total control Exam 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 5 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • Предмет и задачи курса
  • Организация и информационное обеспечение экономического анализа
  • Основные приемы экономического анализа
  • Анализ маркетинговой деятельности предприятия
  • Анализ операционной деятельности предприятия
  • Анализ технического и организационного уровня производства предприятия
  • Анализ наличия и использования основного капитала предприятия
  • Анализ финансовой деятельности предприятия
  • Анализ инвестиционной деятельности предприятия
  • Анализ инновационной деятельности предприятия
  • Комплексная (рейтинговая) оценка деятельности предприятия
Key reading
  • 1 Александров О.А. Экономический анализ : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям экономического профиля - 3-е изд., перераб. и доп.- Москва : ИНФРА-М , 2016 - 178 с. [Электронный ресурс] Электронно-библиотечная система Znanium.com. Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=539064 2 Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательностью компании. - М.: Финансы и статистика , Инфра-М, 2017 3 Пласкова Н.С. Экономический анализ.: Учебник/ Пласкова Н.С.- 3-е изд., перераб. и доп.- М., ЭКСМО, 2010. 4 Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для бакалавров.- М.: Дашков и К, 2018. 5 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Г.В.Савицкая . – 13-е издание. – МН.: Новое знание, 2011. 6 Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – Алматы: LEM, 2011. 7 Турманидзе Т.У. Финансовый анализ: учебник.- 2-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 8 Дүйсенбаев К.Ш., Төлегенов Э.Т., Жұмағұлова Ж.Г. Кәсіпорынның қаржылық жағдайын талдау. – Алматы: Экономика, 2010 ж. 9 Rogers H. Diffusion of innovations – New York The Free Press Hall, 2012
Further reading
  • 1 Казакова Н.А. Управленческий анализ: комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности: учебник для студентов вузов 2-е изд., доп. и перераб. – М. : ИНФРА-М, 2015. 2 Журнал «Экономический анализ: теория и практика».