Аудит

Байтикенова Гульжан Альпековна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина рассматривает основные вопросы теории и практики аудита, его функции и принципы, методы и приемы организации аудиторской деятельности. Особое внимание уделяется приобретению навыков оформления организационных документов проведения аудита, составлению плана аудиторской проверки и аудиторского заключения. Дисциплина формирует у студентов комплекс знаний об аудите, вырабатывает практические навыки в области аудиторского контроля.

Betrag der Credits: 8

Пререквизиты:

  • Бухгалтерский финансовый учет

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 30
Praktische Arbeiten 45
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 45
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 120
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle письменный экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью курса «Аудит» является глубокое усвоение студентами теоретических основ и приобретение практических навыков аудиторской деятельности применительно к предприятиям различных организационно-правовых форм собственности.
Задача
  • изучение теории и практики бухгалтерского учета, отчетности и аудита
  • приобретение навыков оформления организационных документов проведения аудита, составления плана аудиторской проверки
  • практическая оценка системы внутреннего контроля проверяемого субъекта и определение существенности и уровня аудиторского риска
  • осуществление выборочного исследования, а также приобретение навыков составления аудиторского заключения
Результат обучения: знание и понимание
  • иметь представление о роли аудита в системе управления экономикой, о назначении и месте контроля в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
  • знать организационно-правовую базу бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудита в Республике Казахстан
  • изучить основы аудиторской деятельности
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • уметь пользоваться международными стандартами аудита, приемами и методами аудита
  • уметь практически применять полученные знания в области учета, аудита
  • уметь планировать и организовывать аудиторскую деятельность
Результат обучения: формирование суждений
  • способен осуществить аудит финансовой деятельностью любых экономических субъектов
  • уметь применять данные аудита для улучшения финансового состояния организаций
Результат обучения: коммуникативные способности
  • способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности
Lehrmethoden

Для вовлечения обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретения опыта самостоятельного решения разнообразных задач в ходе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Рубежное тестирование 0-100
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Индивидуальное задание
Разбор практических ситуаций
Индивидуальное задание
Разбор практических ситуаций
2  Bewertung Рубежное тестирование 0-100
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
Устный опрос
Индивидуальное задание
Устный опрос
Разбор практических ситуаций
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями: оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Сущность, цель и виды аудита. Понятие аудита и его основная цель. Виды и типы аудита. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита. история аудита
  • Стандарты аудита и профессиональная этика аудиторов. Основные принципы аудита финансовой отчетности. Аудиторская тайна. Права, обязанности и ответственность аудитора.
  • Нормативно-правовые и информационные основы аудита. Правовые основы аудиторской деятельности. Государственные организации, регулирующие аудиторскую деятельность. Аудиторские стандарты. Международные стандарты аудита.
  • Контроль качества работы аудиторов. Организация контроля за качеством аудиторской деятельности. Внутренний контроль качества аудита. Организация труда аудиторов в аудиторских фирмах. Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества аудиторской работы»
  • Система внутреннего контроля клиента. Система внутреннего контроля (СВК) и его элементы. Цель оценки системы бухгалтерского учёта. Понятие контрольной среды (КС) и его элементы. Оценка элементов контрольной среды. Понятие средств контроля и их многообразие. Оценка надёжности (эффективности) средств внутреннего контроля.
  • Выборка в аудите. Основные принципы выборки в аудите. Определение совокупности данных (стратификация) подлежащих выборочному обследованию. Методы отбора элементов выборки (случайный и систематический). МСА 530 «Аудиторская вы­борка и другие процедуры выборочного тестирования»
  • Планирование аудиторской проверки. Этапы и принципы планирования. Предварительное знакомство аудитора с клиентом, (предварительное планирование). Внутрифирменный стандарт (бланк) предварительного планирования и характеристика его разделов: данные о хозяйствующем субъекте и его руководстве, общая информация о хозяйствующем субъекте. Общие требования к подготовке плана и программы аудита. Формирование тестов средств контроля и программы аудиторских процедур по существу.
  • Существенность в аудите. Понятие существенности в аудите. Общие подходы к определению существенности. Взаимосвязь существенности и объема аудиторских процедур. Взаимосвязь существенности и аудиторского риска. Этапы определения существенности. Подходы к оценке существенности сегмента. Дедуктивный подход. Индуктивный подход. Оценка существенности аудиторских доказательств. Влияние существенности на формирование мнения аудитора о достоверности отчетности
  • Аудиторский риск. Аудиторский риск и его компоненты. Неотъемлемый риск и его оценка. Риск контроля и его оценка. Риск необнаружения и определение его уровня. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском. Страхование ответственности аудиторов.
  • Аудиторские доказательства. Аудиторские доказательства и их виды. Источники и методы получения аудиторских доказательств. Система критерий получения доказательств. Аудиторские процедуры, (способы) получения доказательств.
  • Методы аудита. Общая характеристика аудиторских методов. Собственные (специфические) методы аудита. Общенаучные и эмпирические методы аудита. Аудиторские аналитические процедуры
  • Проверка по существу. Сущность, сроки и масштабы процедур по существу. Аналитические процедуры по существу. Детальные тесты
  • Заключительный этап аудита. Процедуры, выполняемые в рамках заключительного этапа аудита. Систематизация результатов проверки; анализ результатов проверки; подготовка аудиторского заключения и отчета по результатам проверки.
  • Аудиторское заключение. Понятие и назначение аудиторского заключения. Принципы составления аудиторского заключения. Виды и характеристики аудиторских заключений. Заведомо ложное аудиторское заключение. Структура и содержание аудиторских заключений
  • Автоматизация аудиторской деятельности. Предпосылки автоматизации аудиторской деятельности. Программное обеспечение автоматизированных информационных технологий аудиторской деятельности. Автоматизированные информационные технологии аудиторской деятельности. Автоматизация внешнего и внутреннего аудита с использованием специальных пакетных программ, их сравнительный анализ
Основная литература
  • Абдыкерова, Г. Ж. Аудит : учебное пособие / Г. Ж. Абдыкерова, Б. И. Тукенова, П. Р. Акылова. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2016. — 145 c. — ISBN 978-9957-681-35-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127632.html
  • Арабян, К. К. Теория аудита и организация аудиторской проверки : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» / К. К. Арабян. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 335 c. — ISBN 978-5-238-02744-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81690.html
  • Аудит : учебник для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и для подготовки бакалавров по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» / Р. П. Булыга, А. Н. Амерсланова, Н. Д. Бровкина [и др.] ; под редакцией Р. П. Булыги. — 5-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 455 c. — ISBN 978-5-238-03259-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/123368.html
  • Аудит : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова [и др.] ; под редакцией А. Л. Савина, Л. В. Сотниковой. — 7-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 695 c. — ISBN 978-5-238-03149-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/141771.html
  • Аудит : учебник для бакалавров / А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова, В. Ю. Савин [и др.] ; под редакцией А. Е. Суглобова. — 6-е изд. — Москва : Дашков и К, 2024. — 373 c. — ISBN 978-5-394-05593-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144178.html
  • Дымова, И. А. Аудит : учебное пособие / И. А. Дымова. — Кемерово : Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2021. — 130 c. — ISBN 978-5-00137-249-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116559.html
  • Белозерцева, И. Б. Учет и аудит в организациях различных видов экономической деятельности : учебное пособие / И. Б. Белозерцева. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 319 c. — ISBN 978-5-4497-1196-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108254.html
  • Скачко, Г. А. Аудит : учебник для бакалавров / Г. А. Скачко. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 300 c. — ISBN 978-5-394-02932-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85696.html
  • Азарская, М. А. Аудит : практикум / М. А. Азарская, Е. В. Веркеева, Т. Л. Леухина. — Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2015. — 80 c. — ISBN 978-5-8158-1537-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75432.html
  • урс по аудиту / . — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, Норматика, 2017. — 184 c. — ISBN 978-5-4374-0758-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/65159.html
Дополнительная литература
  • Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности»
  • Международные стандарты аудита, редакция по состоянию на 2024 г.
  • Абленов Д.О. Профессиональный аудит: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2014. – 557 с.
  • Нурсеитов Э.О. Аудит: краткое руководство. - Алматы , TОО «Издательство LEM», 2015. – 220 с.
  • Абленов Д.О. Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2012. – 608 с.
  • Абленов Д.О. Аудит: теория и практика. Учебник - Алматы, Экономика, 2012г.
  • Дюсембаев К.Н. и др. Аудит и анализ финансовой отчетности. – Алматы: Каржы-каражат, 2011.
  • Рогуленко Т.М. Аудит+ еПриложение: тесты: учебник / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономорева, А.В. Бодяко, В.М. Мироненко. - М.: КНОРУС, 2020. - 382 с.