Аудит
Описание: Дисциплина рассматривает основные вопросы теории и практики аудита, его функции и принципы, методы и приемы организации аудиторской деятельности. Особое внимание уделяется приобретению навыков оформления организационных документов проведения аудита, составлению плана аудиторской проверки и аудиторского заключения. Дисциплина формирует у студентов комплекс знаний об аудите, вырабатывает практические навыки в области аудиторского контроля.
Количество кредитов: 8
Пререквизиты:
- Бухгалтерский финансовый учет
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 45 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 45 |
СРО | 120 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | письменный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью курса «Аудит» является глубокое усвоение студентами теоретических основ и приобретение практических навыков аудиторской деятельности применительно к предприятиям различных организационно-правовых форм собственности.
Задача
- изучение теории и практики бухгалтерского учета, отчетности и аудита
- приобретение навыков оформления организационных документов проведения аудита, составления плана аудиторской проверки
- практическая оценка системы внутреннего контроля проверяемого субъекта и определение существенности и уровня аудиторского риска
- осуществление выборочного исследования, а также приобретение навыков составления аудиторского заключения
Результат обучения: знание и понимание
- иметь представление о роли аудита в системе управления экономикой, о назначении и месте контроля в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
- знать организационно-правовую базу бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудита в Республике Казахстан
- изучить основы аудиторской деятельности
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- уметь пользоваться международными стандартами аудита, приемами и методами аудита
- уметь практически применять полученные знания в области учета, аудита
- уметь планировать и организовывать аудиторскую деятельность
Результат обучения: формирование суждений
- способен осуществить аудит финансовой деятельностью любых экономических субъектов
- уметь применять данные аудита для улучшения финансового состояния организаций
Результат обучения: коммуникативные способности
- способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности
Методы преподавания
Для вовлечения обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретения опыта самостоятельного решения разнообразных задач в ходе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Рубежное тестирование | 0-100 |
Устный опрос | ||
Устный опрос | ||
Устный опрос | ||
Устный опрос | ||
Индивидуальное задание | ||
Разбор практических ситуаций | ||
Индивидуальное задание | ||
Разбор практических ситуаций | ||
2 рейтинг | Рубежное тестирование | 0-100 |
Разбор практических ситуаций | ||
Разбор практических ситуаций | ||
Разбор практических ситуаций | ||
Устный опрос | ||
Индивидуальное задание | ||
Устный опрос | ||
Разбор практических ситуаций | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями: | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Сущность, цель и виды аудита
- Стандарты аудита и профессиональная этика аудиторов
- Нормативно-правовые и информационные основы аудита
- Контроль качества работы аудиторов
- Система внутреннего контроля клиента
- Выборка в аудите
- Планирование аудиторской проверки
- Существенность в аудите
- Аудиторский риск
- Аудиторские доказательства
- Методы аудита
- Проверка по существу
- Заключительный этап аудита
- Аудиторское заключение
- Автоматизация аудиторской деятельности
Основная литература
- Абдыкерова, Г. Ж. Аудит : учебное пособие / Г. Ж. Абдыкерова, Б. И. Тукенова, П. Р. Акылова. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2016. — 145 c. — ISBN 978-9957-681-35-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127632.html
- Арабян, К. К. Теория аудита и организация аудиторской проверки : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» / К. К. Арабян. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 335 c. — ISBN 978-5-238-02744-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81690.html
- Аудит : учебник для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и для подготовки бакалавров по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» / Р. П. Булыга, А. Н. Амерсланова, Н. Д. Бровкина [и др.] ; под редакцией Р. П. Булыги. — 5-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 455 c. — ISBN 978-5-238-03259-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/123368.html
- Аудит : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова [и др.] ; под редакцией А. Л. Савина, Л. В. Сотниковой. — 7-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 695 c. — ISBN 978-5-238-03149-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/141771.html
- Аудит : учебник для бакалавров / А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова, В. Ю. Савин [и др.] ; под редакцией А. Е. Суглобова. — 6-е изд. — Москва : Дашков и К, 2024. — 373 c. — ISBN 978-5-394-05593-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144178.html
- Дымова, И. А. Аудит : учебное пособие / И. А. Дымова. — Кемерово : Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2021. — 130 c. — ISBN 978-5-00137-249-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116559.html
- Белозерцева, И. Б. Учет и аудит в организациях различных видов экономической деятельности : учебное пособие / И. Б. Белозерцева. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 319 c. — ISBN 978-5-4497-1196-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108254.html
- Скачко, Г. А. Аудит : учебник для бакалавров / Г. А. Скачко. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 300 c. — ISBN 978-5-394-02932-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85696.html
- Азарская, М. А. Аудит : практикум / М. А. Азарская, Е. В. Веркеева, Т. Л. Леухина. — Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2015. — 80 c. — ISBN 978-5-8158-1537-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75432.html
- урс по аудиту / . — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, Норматика, 2017. — 184 c. — ISBN 978-5-4374-0758-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/65159.html
Дополнительная литература
- Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности»
- Международные стандарты аудита, редакция по состоянию на 2024 г.
- Абленов Д.О. Профессиональный аудит: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2014. – 557 с.
- Нурсеитов Э.О. Аудит: краткое руководство. - Алматы , TОО «Издательство LEM», 2015. – 220 с.
- Абленов Д.О. Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2012. – 608 с.
- Абленов Д.О. Аудит: теория и практика. Учебник - Алматы, Экономика, 2012г.
- Дюсембаев К.Н. и др. Аудит и анализ финансовой отчетности. – Алматы: Каржы-каражат, 2011.
- Рогуленко Т.М. Аудит+ еПриложение: тесты: учебник / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономорева, А.В. Бодяко, В.М. Мироненко. - М.: КНОРУС, 2020. - 382 с.