Managerial Accounting 2

Baytikenova Gulzhan Alpekovna

The instructor profile

Description: The course "Management accounting 2" forms students' professional knowledge about the methods, forms and principles of accounting management accounting, develops skills of its practical application. Management accounting is designed to facilitate the adoption of effective management decisions in the modern business environment for planning the future strategy and tactics of the functioning of enterprises as a whole and in the context of its structural divisions.

Amount of credits: 5

Пререквизиты:

  • Managerial Accounting 1

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works 30
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 75
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: University component

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • обеспечение специалистов экономической информацией для выполнения функций управления, к которым относится: планирование, координирование, контроль, анализ, принятие управленческих решений, стимулирование, коммуникации.
Objective
  • формирование знаний о принципах, особенностях, критериях и современных проблемах бухгалтерского управленческого учета;
  • привитие навыков самостоятельного решения вопросов, связанных с учетно-экономической деятельностью хозяйствующего субъекта;
  • изучение современных методов учета (стандарт-костинг, директ-костинг, Just -in-Time (точно в срок), Target costing (целевая стоимость), Kaizen costing (инструмент снижения затрат), CVP- анализ);
  • использование информации управленческого учета для принятия управленческих решений краткосрочного и долгосрочного характера;
  • изучение международного опыта организации управленческого учета.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • знать функции и особенности управленческого учета в современных условиях; виды бюджетных систем;
  • уметь составлять сметы на основе функциональной калькуляции себестоимости (ABC), нормативной калькуляции. Составление сметы в условиях неопределенности.
  • уметь осуществлять учет затрат по центрам ответственности. Понимать сущность трансфертного ценообразования.
  • знать алгоритм проведения анализа принятия управленческих решений;
  • уметь использовать систему учета затрат для достижения поставленных целей в рамках ведения управленческого учета (оптимизация затрат и результатов деятельности компании, бюджетирование и контроль затрат и т.д.).
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • уметь проводить анализ отклонений, измерять релевантные затраты и доходы для принятия решения: о собственном производстве или закупке; принятие специальных решений о ценах реализации; оценивание долгосрочного заказа; об ассортименте продукции при ограничениях на мощность; о замене оборудования;
  • владеть навыками интерпретации и анализа управленческой информации для обоснования тактических и стратегических управленческих решений, а также навыками использования данных управленческого учета для подготовки отчетности
Learning outcome: formation of judgments
  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
  • способен разрабатывать внутрифирменные стандарты и принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях.
Learning outcome: communicative abilities
  • способен оказывать влияние и убеждать, аргументированно излагать понимание экономических проблем;
  • нести ответственность при реализации выбранных вариантов и стратегий предприятия в рамках реализации функций управленческого учета.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.
Teaching methods

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) исследовательские методы в обучении. Реализуются через осуществление исследовательской деятельности во время организации самостоятельной работы обучающихся. Предусматривает выполнение заданий, содержащих элементы НИР (например, подготовка ответа на проблемный вопрос, участие в дискуссиях, подготовка презентации и публичное выступление, написание эссе, формулирование выводов и практических предложений по результатам решения ситуационных задач). 4) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 5) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
1  rating Подготовка презентации, эссе 0-100
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение задач, разбор практических ситуаций
Коллоквиум
2  rating Решение задач, разбор практических ситуаций 0-100
Решение задач, деловая игра
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение кейса, разбор практических ситуаций
Решение кейса, разбор практических ситуаций
Тестирование
Коллоквиум
Total control Exam 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • Функции и особенности управленческого учета в современных условиях
  • Оценка незавершенного производства при попроцессном методе калькулирования себестоимости продукции
  • Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат
  • Бюджетирование и составление сводного бюджета предприятия
  • Контроль и оценка результатов деятельности
  • Анализ соотношения «затраты-объем-прибыль» или CVP-анализ в процессе принятия решений
  • Релевантный подход к принятию краткосрочных управленческих решений
  • Принятие долгосрочных управленческих решений
  • Принятие решений по ценообразованию
  • Управление затратами в системе управленческого учета
  • Организация управленческого учета на предприятии
Key reading
  • Вахрушина М.Д. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов – Москва: Омега-Л, 2019. - 393 c.
  • Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): Учебник для ВУЗов - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 584 c.
  • Лысенко Д.В. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / Д.В. Лысенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 32 c.
  • Астафьева И.В. Управленческий учет. Первый уровень (с практическими заданиями) / Алматы: Изд. «Lem», 2011. – 392 с.
  • Астафьева И.В. Управленческий учет. Второй уровень (с практическими заданиями) / Алматы: Изд. «Lem», 2011. – 514 с.
  • Этрилл П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 648 c.
  • Воронова Е.Ю. Управленческий учет: Учебник для академического бакалавриата / Е.Ю. Воронова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 428 c.
  • Нургазина Ж. К. Управленческий учет: учебник / Ж. К. Нургазина; МОиН РК. - Алматы, 2014. - 410 с.
Further reading
  • Вахрушина М.А. Стратегический управленческий учет: Учебник / М.А. Вахрушина, М.И. Сидорова. - М.: КноРус, 2017. - 320 c.
  • Керимов, В.Э Бухгалтерский управленческий учет: практикум для бакалавров / В.Э Керимов. - М.: Дашков и К, 2016. - 96 c
  • Серебрякова Т.Ю. Бухгалтерский и управленческий учет. Лабораторный практикум: Учебное пособие / Т.Ю. Серебрякова, М.В. Антонова, О.Р. Кондрашова. - М.: Инфра-М, 2017. - 128 c.
  • Иванов В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента / В.В. Иванов, О.К. Хан. - М.: Инфра-М, 2018. - 223 c.
  • Каверина О.Д. Управленческий учет: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.Д. Каверина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 389 c.
  • Друри Колин. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: Учебник для студентов ву-зов. 5-е изд. Переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.