Управленческий учет 2

Байтикенова Гульжан Альпековна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс «Управленческий учет 2» формирует у студентов профессиональные знания о методах, формах и принципах бухгалтерского управленческого учета, вырабатывает навыки его практического применения. Управленческий учет призван способствовать принятию эффективных управленческих решений в современной бизнес-среде для планирования будущей стратегии и тактики функционирования предприятий в целом и в разрезе его структурных подразделений.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Управленческий учет 1

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • обеспечение специалистов экономической информацией для выполнения функций управления, к которым относится: планирование, координирование, контроль, анализ, принятие управленческих решений, стимулирование, коммуникации.
Задача
  • формирование знаний о принципах, особенностях, критериях и современных проблемах бухгалтерского управленческого учета;
  • привитие навыков самостоятельного решения вопросов, связанных с учетно-экономической деятельностью хозяйствующего субъекта;
  • изучение современных методов учета (стандарт-костинг, директ-костинг, Just -in-Time (точно в срок), Target costing (целевая стоимость), Kaizen costing (инструмент снижения затрат), CVP- анализ);
  • использование информации управленческого учета для принятия управленческих решений краткосрочного и долгосрочного характера;
  • изучение международного опыта организации управленческого учета.
Результат обучения: знание и понимание
  • знать функции и особенности управленческого учета в современных условиях; виды бюджетных систем;
  • уметь составлять сметы на основе функциональной калькуляции себестоимости (ABC), нормативной калькуляции. Составление сметы в условиях неопределенности.
  • уметь осуществлять учет затрат по центрам ответственности. Понимать сущность трансфертного ценообразования.
  • знать алгоритм проведения анализа принятия управленческих решений;
  • уметь использовать систему учета затрат для достижения поставленных целей в рамках ведения управленческого учета (оптимизация затрат и результатов деятельности компании, бюджетирование и контроль затрат и т.д.).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • уметь проводить анализ отклонений, измерять релевантные затраты и доходы для принятия решения: о собственном производстве или закупке; принятие специальных решений о ценах реализации; оценивание долгосрочного заказа; об ассортименте продукции при ограничениях на мощность; о замене оборудования;
  • владеть навыками интерпретации и анализа управленческой информации для обоснования тактических и стратегических управленческих решений, а также навыками использования данных управленческого учета для подготовки отчетности
Результат обучения: формирование суждений
  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
  • способен разрабатывать внутрифирменные стандарты и принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • способен оказывать влияние и убеждать, аргументированно излагать понимание экономических проблем;
  • нести ответственность при реализации выбранных вариантов и стратегий предприятия в рамках реализации функций управленческого учета.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) исследовательские методы в обучении. Реализуются через осуществление исследовательской деятельности во время организации самостоятельной работы обучающихся. Предусматривает выполнение заданий, содержащих элементы НИР (например, подготовка ответа на проблемный вопрос, участие в дискуссиях, подготовка презентации и публичное выступление, написание эссе, формулирование выводов и практических предложений по результатам решения ситуационных задач). 4) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 5) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Подготовка презентации, эссе 0-100
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение задач, разбор практических ситуаций
Коллоквиум
2  рейтинг Решение задач, разбор практических ситуаций 0-100
Решение задач, деловая игра
Решение задач, разбор практических ситуаций
Решение кейса, разбор практических ситуаций
Решение кейса, разбор практических ситуаций
Тестирование
Коллоквиум
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Функции и особенности управленческого учета в современных условиях
  • Оценка незавершенного производства при попроцессном методе калькулирования себестоимости продукции
  • Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат
  • Бюджетирование и составление сводного бюджета предприятия
  • Контроль и оценка результатов деятельности
  • Анализ соотношения «затраты-объем-прибыль» или CVP-анализ в процессе принятия решений
  • Релевантный подход к принятию краткосрочных управленческих решений
  • Принятие долгосрочных управленческих решений
  • Принятие решений по ценообразованию
  • Управление затратами в системе управленческого учета
  • Организация управленческого учета на предприятии
Основная литература
  • Вахрушина М.Д. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов – Москва: Омега-Л, 2019. - 393 c.
  • Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): Учебник для ВУЗов - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 584 c.
  • Лысенко Д.В. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / Д.В. Лысенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 32 c.
  • Астафьева И.В. Управленческий учет. Первый уровень (с практическими заданиями) / Алматы: Изд. «Lem», 2011. – 392 с.
  • Астафьева И.В. Управленческий учет. Второй уровень (с практическими заданиями) / Алматы: Изд. «Lem», 2011. – 514 с.
  • Этрилл П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 648 c.
  • Воронова Е.Ю. Управленческий учет: Учебник для академического бакалавриата / Е.Ю. Воронова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 428 c.
  • Нургазина Ж. К. Управленческий учет: учебник / Ж. К. Нургазина; МОиН РК. - Алматы, 2014. - 410 с.
Дополнительная литература
  • Вахрушина М.А. Стратегический управленческий учет: Учебник / М.А. Вахрушина, М.И. Сидорова. - М.: КноРус, 2017. - 320 c.
  • Керимов, В.Э Бухгалтерский управленческий учет: практикум для бакалавров / В.Э Керимов. - М.: Дашков и К, 2016. - 96 c
  • Серебрякова Т.Ю. Бухгалтерский и управленческий учет. Лабораторный практикум: Учебное пособие / Т.Ю. Серебрякова, М.В. Антонова, О.Р. Кондрашова. - М.: Инфра-М, 2017. - 128 c.
  • Иванов В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента / В.В. Иванов, О.К. Хан. - М.: Инфра-М, 2018. - 223 c.
  • Каверина О.Д. Управленческий учет: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.Д. Каверина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 389 c.
  • Друри Колин. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: Учебник для студентов ву-зов. 5-е изд. Переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.