Управленческий учет 2
Описание: Курс «Управленческий учет 2» формирует у студентов профессиональные знания о методах, формах и принципах бухгалтерского управленческого учета, вырабатывает навыки его практического применения. Управленческий учет призван способствовать принятию эффективных управленческих решений в современной бизнес-среде для планирования будущей стратегии и тактики функционирования предприятий в целом и в разрезе его структурных подразделений.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Управленческий учет 1
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- обеспечение специалистов экономической информацией для выполнения функций управления, к которым относится: планирование, координирование, контроль, анализ, принятие управленческих решений, стимулирование, коммуникации.
Задача
- формирование знаний о принципах, особенностях, критериях и современных проблемах бухгалтерского управленческого учета;
- привитие навыков самостоятельного решения вопросов, связанных с учетно-экономической деятельностью хозяйствующего субъекта;
- изучение современных методов учета (стандарт-костинг, директ-костинг, Just -in-Time (точно в срок), Target costing (целевая стоимость), Kaizen costing (инструмент снижения затрат), CVP- анализ);
- использование информации управленческого учета для принятия управленческих решений краткосрочного и долгосрочного характера;
- изучение международного опыта организации управленческого учета.
Результат обучения: знание и понимание
- знать функции и особенности управленческого учета в современных условиях; виды бюджетных систем;
- уметь составлять сметы на основе функциональной калькуляции себестоимости (ABC), нормативной калькуляции. Составление сметы в условиях неопределенности.
- уметь осуществлять учет затрат по центрам ответственности. Понимать сущность трансфертного ценообразования.
- знать алгоритм проведения анализа принятия управленческих решений;
- уметь использовать систему учета затрат для достижения поставленных целей в рамках ведения управленческого учета (оптимизация затрат и результатов деятельности компании, бюджетирование и контроль затрат и т.д.).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- уметь проводить анализ отклонений, измерять релевантные затраты и доходы для принятия решения: о собственном производстве или закупке; принятие специальных решений о ценах реализации; оценивание долгосрочного заказа; об ассортименте продукции при ограничениях на мощность; о замене оборудования;
- владеть навыками интерпретации и анализа управленческой информации для обоснования тактических и стратегических управленческих решений, а также навыками использования данных управленческого учета для подготовки отчетности
Результат обучения: формирование суждений
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
- способен разрабатывать внутрифирменные стандарты и принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях.
Результат обучения: коммуникативные способности
- способен оказывать влияние и убеждать, аргументированно излагать понимание экономических проблем;
- нести ответственность при реализации выбранных вариантов и стратегий предприятия в рамках реализации функций управленческого учета.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) исследовательские методы в обучении. Реализуются через осуществление исследовательской деятельности во время организации самостоятельной работы обучающихся. Предусматривает выполнение заданий, содержащих элементы НИР (например, подготовка ответа на проблемный вопрос, участие в дискуссиях, подготовка презентации и публичное выступление, написание эссе, формулирование выводов и практических предложений по результатам решения ситуационных задач). 4) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 5) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Подготовка презентации, эссе | 0-100 |
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Коллоквиум | ||
2 рейтинг | Решение задач, разбор практических ситуаций | 0-100 |
Решение задач, деловая игра | ||
Решение задач, разбор практических ситуаций | ||
Решение кейса, разбор практических ситуаций | ||
Решение кейса, разбор практических ситуаций | ||
Тестирование | ||
Коллоквиум | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Функции и особенности управленческого учета в современных условиях
- Оценка незавершенного производства при попроцессном методе калькулирования себестоимости продукции
- Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат
- Бюджетирование и составление сводного бюджета предприятия
- Контроль и оценка результатов деятельности
- Анализ соотношения «затраты-объем-прибыль» или CVP-анализ в процессе принятия решений
- Релевантный подход к принятию краткосрочных управленческих решений
- Принятие долгосрочных управленческих решений
- Принятие решений по ценообразованию
- Управление затратами в системе управленческого учета
- Организация управленческого учета на предприятии
Основная литература
- Вахрушина М.Д. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов – Москва: Омега-Л, 2019. - 393 c.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): Учебник для ВУЗов - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 584 c.
- Лысенко Д.В. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / Д.В. Лысенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 32 c.
- Астафьева И.В. Управленческий учет. Первый уровень (с практическими заданиями) / Алматы: Изд. «Lem», 2011. – 392 с.
- Астафьева И.В. Управленческий учет. Второй уровень (с практическими заданиями) / Алматы: Изд. «Lem», 2011. – 514 с.
- Этрилл П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 648 c.
- Воронова Е.Ю. Управленческий учет: Учебник для академического бакалавриата / Е.Ю. Воронова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 428 c.
- Нургазина Ж. К. Управленческий учет: учебник / Ж. К. Нургазина; МОиН РК. - Алматы, 2014. - 410 с.
Дополнительная литература
- Вахрушина М.А. Стратегический управленческий учет: Учебник / М.А. Вахрушина, М.И. Сидорова. - М.: КноРус, 2017. - 320 c.
- Керимов, В.Э Бухгалтерский управленческий учет: практикум для бакалавров / В.Э Керимов. - М.: Дашков и К, 2016. - 96 c
- Серебрякова Т.Ю. Бухгалтерский и управленческий учет. Лабораторный практикум: Учебное пособие / Т.Ю. Серебрякова, М.В. Антонова, О.Р. Кондрашова. - М.: Инфра-М, 2017. - 128 c.
- Иванов В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента / В.В. Иванов, О.К. Хан. - М.: Инфра-М, 2018. - 223 c.
- Каверина О.Д. Управленческий учет: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.Д. Каверина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 389 c.
- Друри Колин. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: Учебник для студентов ву-зов. 5-е изд. Переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.