Бухгалтерский финансовый учет
Описание: Дисциплина охватывает теоретические и практические аспекты ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Курс включает изучение основных принципов бухгалтерского учета, методов регистрации и обработки финансовых операций, а также составления и анализа финансовых отчетов. Особое внимание уделяется международным и национальным стандартам финансовой отчетности, налоговому учету и внутреннему контролю. Студенты изучат правила учета активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. Дисциплина готовит студентов к профессиональной деятельности в сфере учета, обеспечивая необходимыми знаниями и навыками для успешной работы.
Количество кредитов: 10
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 45 |
Практические работы | 45 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 60 |
СРО | 150 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | письменный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Подготовка специалистов, владеющих навыками и техникой ведения бухгалтерского учета в организациях в соответствии с действующими национальным и международными стандартами, принципами бухгалтерского учета, нормативно-правовыми документами.
Задача
- получить четкое представление о роли бухгалтерского учета в системе управления экономикой, о назначении и месте бухгалтерского учета в производственно-хозяйственной деятельности субъекта;
- знать организационно-правовую базу бухгалтерского учета, финансовой отчетности в Республике Казахстан;
- знать стандарты бухгалтерского учета, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления;
- получить навыки и технику ведения учета в организациях в соответствии с действующими стандартами, принципами бухгалтерского учета, нормативно-правовыми документами
Результат обучения: знание и понимание
- демонстрировать понимание основных концепций и принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- применять полученные знания для организации документации и инвентаризации объектов бухгалтерского учета в соответствии с требованиями национального и международных стандартов финансовой отчетности
Результат обучения: формирование суждений
- уметь выбрать инструментальные средства для обработки финансово-экономической информации в соответствии с поставленной задачей, формировать суждения о правильности ведения бухгалтерского учета
Результат обучения: коммуникативные способности
- способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для профессиональной деятельности
Методы преподавания
1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения вовлечения всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Устный опрос | 0-100 |
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций | ||
Коллоквиум, контрольная работа | ||
2 рейтинг | Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций | 0-100 |
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций | ||
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций | ||
Контрольная работа, тестирование | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Устный опрос на семинаре | полностью и правильно ответил на вопросы семинара, логически структурировал и изложил материал. В этом случае обучающийся должен знать специальную литературу. Для получения отличной оценки необходимо продемонстрировать умение выявлять проблемные вопросы в соответствующей области, анализировать их и предлагать решения, уточнять и давать полные ответы на дополнительные вопросы | полностью правильно ответил на вопросы семинара, сохранив логику изложения материала, но не носивший принципиальный характер и допустивший при ответе отдельные неточности; не смог четко и полно ответить на уточняющие и дополнительные вопросы; | допустил ошибки и неточности при ответе на вопросы семинара, показал, что не смог логически построить материал ответа и не смог сформулировать свою позицию по проблемным вопросам, показал неполные знания. При этом ошибки хотя бы в одной из задач не должны быть радикальными | не ответит на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы |
Коллоквиум | полностью объясняет материал (отвечает на вопрос), правильно определяет основные понятия; определяет понимание материала, может обосновать свое мнение, может применить знания на практике, может привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; если он сможет последовательно и правильно изложить материал с точки зрения норм литературного языка | дает ответ, удовлетворяющий требованиям типа «очень хорошо», но допускает 1-2 ошибки, которые он исправляет, и 1-2 ошибки в последовательности и языковом оформлении повествования | знает и понимает основные правила данной темы, но не полностью излагает материал и допускает неточности в определении понятий или формулировании правил; не знает достаточно глубоко и убедительно, чтобы обосновать свои суждения и привести собственные примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковой формализации повествования | не знает большей части соответствующего вопроса, он получает оценку «неудовлетворительно», допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, излагает материал беспорядочно и недостоверно. |
Тестирование | 100 - 90% от общего количества заданных тестовых вопросов | 89-75% от общего количества заданных тестовых вопросов | 74-50% от общего количества заданных тестовых вопросов. | менее 50% от общего количества заданных тестовых вопросов |
Решение задач, кейсов | глубоко знает учебный материал по предмету практической работы, демонстрирует владение взаимосвязью основных понятий, используемых в работе, и способен ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы. Обучающийся демонстрирует свои знания теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязь между показателями отчета, дает правильный алгоритм решения, определяет межпредметные связи согласно условиям задачи | знает учебный материал, усвоил основную литературу и может полностью ответить на все дополнительные и уточняющие вопросы. Обучающийся демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допускает небольшие неточности в решении задач, не до конца понимает межпредметные связи при выборе правильного алгоритма решения задачи. | усвоил общий материал практической работы и не ответил на все уточняющие и дополнительные вопросы. Обучающийся испытывает трудности с правильной оценкой предложенного задания, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, если в наводящих вопросах преподавателя не удается выбрать алгоритм решения задачи. | имеются значительные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, если он не полностью раскрывает содержание вопросов, если он не в состоянии ответить на уточняющие и дополнительные вопросы. Когда обучающийся неправильно оценивает событие, не выбирает правильный алгоритм действий. Развернутый ответ обучающегося должен быть связным, логически последовательным по заданной теме, должен демонстрировать его умение применять определения и правила в реальных ситуациях. Показатели оценки: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень понимания, понимания того, что изучается; |
Контрольная работа | полностью выполнил задание, продемонстрировал отличные знания и умения в рамках изученного учебного материала, контрольная работа выполнена аккуратно и в соответствии с поставленными требованиями. | полностью выполнил тестовое задание, продемонстрировал хорошие знания и умения, но не смог обосновать оптимальность предложенного решения, имеются недостатки в построении тестовой работы. | выполнил тестовое задание полностью, но допустил существенные неточности, не смог правильно интерпретировать результаты, качество контрольной работы было недостаточным. | 49%-0% выполненных заданий |
Экзамен | 90%-100% выполненных заданий | 89%-70% выполненных заданий | 69%-50% выполненных заданий | 49%-0% выполненных заданий |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Бухгалтерский учет в системе управления организацией
- Предмет и объекты бухгалтерского учета
- Бухгалтерский баланс
- Система счетов и двойная запись
- Организация документооборота в бухгалтерском учете
- Учет денежных средств и их эквивалентов
- Временная стоимость денег
- Учет дебиторской задолженности и прочих активов
- Учет запасов (МСФО 2)
- Учет основных средств (МСФО 16)
- Учет нематериальных активов (МСФО 38)
- Обесценение активов (МСФО 36)
- Учет обязательств организации
- Выручка, признание доходов и расходов
- Учет капитала и резервов
- Представление финансовой отчетности (МСФО 1)
Основная литература
- Анциферова, И. В. Бухгалтерский финансовый учет : учебник / И. В. Анциферова. — Москва : Дашков и К, 2017. — 558 c. — ISBN 978-5-394-01988-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85144.html
- Анциферова, И. В. Бухгалтерский финансовый учет : практикум / И. В. Анциферова. — Москва : Дашков и К, 2018. — 556 c. — ISBN 978-5-394-01102-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85153.html
- Матвеева, И. Г. Бухгалтерский учет : учебно-методическое пособие для практических занятий / И. Г. Матвеева, Д. А. Аристова, Т. М. Гаврилюк. — Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. — 67 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115831.html
- Гутковская, Е. А. Бухгалтерский учет : учебное пособие / Е. А. Гутковская. — Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. — 48 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/122090.html
- Бухгалтерский учет : учебное пособие / Е. Р. Антышева, О. А. Банкаускене, Н. Л. Вещунова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Викторовой. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019. — 251 c. — ISBN 978-5-7422-6355-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/83324.html
- Курс по бухгалтерскому учету / . — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, Норматика, 2017. — 119 c. — ISBN 978-5-4374-0844-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/65162.html
- Мелехина, Т. И. Практикум по бухгалтерскому учету : учебное пособие / Т. И. Мелехина. — Москва : Московский гуманитарный университет, 2017. — 104 c. — ISBN 978-5-907017-09-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/74735.html
- Колесникова, Е. В. Бухгалтерский финансовый учет : учебное пособие: курс лекций / Е. В. Колесникова. — Симферополь : Университет экономики и управления, 2023. — 228 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144280.html
- Вандина, О. Г. Теория бухгалтерского учета : учебное пособие / О. Г. Вандина. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 122 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85913.html
- Свистунов, А. В. Бухгалтерский учет: теоретические основы и практика : учебно-методическое пособие / А. В. Свистунов. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 127 c. — ISBN 978-5-4486-0791-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86334.html
- Ковалева, В. Д. Бухгалтерский учет : лабораторный практикум / В. Д. Ковалева. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 158 c. — ISBN 978-5-4487-0109-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/72535.html
Дополнительная литература
- Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»
- Типовой план счетов (Приказ Министра финансов РК от 2 октября 2018 года № 877.
- Назарова В.Л. Бухгалтерский учет. Учебное пособие - Алматы: Экономика, 2011.
- Проскурина В.П. Бухгалтерский учет от азов до баланса, практическое пособие. - Алматы. «LEM», 2012.
- Нурсеитов Э. О. Бухгалтерский учет в организациях (учебное пособие). - Алматы. «LEM», 2015 г., 432 с.
- Проскурина В.П. Сборник бухгалтерских проводок по разделам «Типового плана счетов бухгалтерского учета», вводимого в действие с 01.01.2019 г. - Алматы. «LEM», 2021 г., 274 с.
- Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета»
- Проскурина В.П. Сборник задач по бухгалтерскому учету. - Алматы. «LEM», 2021 г., 200 с.