Молекулярная физика и термодинамика

Ерболатова Гульнара Уалхановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Этот курс глубоко анализирует макроскопические процессы в различных состояниях вещества и является ключевым для понимания физических явлений в природе и их инженерных приложений. Он охватывает следующие основные разделы: основные принципы молекулярно-кинетической теории, идеальный газ, статистические распределения, явления переноса, реальные газы и жидкости, твердые тела и термодинамику.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Физика. Школьный курс

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Создание у студентов основ теоретической подготовки в области молекулярной физики и термодинамики, позволяющей будущим бакалаврам ориентироваться в потоке научной и технической информации и обеспечивающей им возможность использовать новые физические принципы в тех областях техники, в которых они специализируются.
Задача
  • - формирование метода и знание математического и физического описания состояния систем, содержащих мультичастицы; - освоение законов и принципов молекулярной физики и термодинамики; - формирование современных физических и научных взглядов студентов.
Результат обучения: знание и понимание
  • - изучать основные понятия, состояния и законы этого курса; - уметь определять вопросы, задачи и задачи исследования конкретных физических условий; - иметь возможность правильно понимать и переводить информацию для оптимального принятия решений; - необходимо найти правильное физическое решение, связанное с физическими явлениями решения профессии, которое возникает на практике и практическими проблемами.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Изучение дисциплины дает основу для дальнейшего изучения таких дисциплин как «Диффузионные процессы в твердых телах» , «Термодинамика, статистическая физика и физическая кинетика».
Результат обучения: формирование суждений
  • Область применения термодинамики значительно шире, чем молекулярно-кинетической теории, ибо нет таких областей физики и химии, в которых нельзя было бы пользоваться термодинамическим методом. Однако, с другой стороны, термодинамический метод несколько ограничен: термодинамика ничего не говорит о микроскопическом строении вещества, о механизме явлений, а лишь устанавливает связи между макроскопическими свойствами вещества. Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика взаимно дополняют друг друга, образуя единое целое, но отличаясь различными методами исследование.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Формирование физических представлений о закономерностях молекулярной физики и применение этих знаний при работе в различных областях науки и техники.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика дополняют друг друга и образуют единое целое, но отличаются различными методами исследования, ориентируясь на те же особенности.
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Вводная лекция. Предмет молекулярной физики. Состояние термодинамической системы. Процесс.
  • Молекулярно-кинетические представления. Уравнения состояния идеального газа.
  • Давление газа на стенку сосуда. Средняя энергия молекул.
  • Внутренняя энергия термодинамической системы. Работа, совершаемая телом при изменениях его объема.
  • Первое начало термодинамики. Внутренняя энергия и теплоемкость идеального газа.
  • Уравнение адиабаты идеального газа. Политропические процессы.
  • Применение первого начала термодинамики к изопроцессам.
  • Барометрическая формула. Распределение Максвелла. Распределение Больцмана.
  • Явления переноса. Длина свободного пробега молекул. Диффузия газов. Внутреннее трение в газах. Теплопроводность газов.
  • Микро- и макросостояния. Статистический вес. Энтропия. Энтропия идеального газа.
  • Второе начало термодинамики. Коэффициент полезного действия тепловой машины. Цикл Карно.
  • Уравнение Ван-дер-Ваальса. Фазовые преобразования.
  • Твердое и жидкое состояния. Кристаллические состояния
  • Физические типы кристаллов. Строение жидкостей.
  • Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.
Основная литература
  • 1. Матвеев А.Н. Молекулярная физика. М.ВШ.1987. 2. Кикоин А.К., Кикоин И.К. Молекулярная физика. М.Наука, 1976. 3 Асқарова Ә.С., Молдабекова М.С. Молекулалық физика: Оқулық.-Алматы: Қазақ университеті, 2006.-24б б. 4. Сивухин Д.В. Общий курс физики, т.2. Термодинамика и молекулярная физика, М.:Наука, 2002. 5. Иродов И.Е. Задачи по общей физике М:Наука, 1999. 6. Байпақбаев Т.С., Майлина Х.Р. Жалпы физика курсының есептер жинағы. Механика, статистикалық физика және термодинамика, Алматы, 2003. 7. Чертов А., Воробьев А. Задачник по физике. М.:высшая школа, 1981. 8. Kumekov S.E. General Physics (Crash Course). 64 pg., Kazakh National Technical University. Department of the General and Theoretical Physics, Almaty, 2006.
Дополнительная литература
  • 1. Матвеев А.Н Молекулярная физика. М.: Высшая школа, 1987. – 360 с. 2. Кикоин А.К., Кикоин И.К. Общий курс физики. Молекулярная физики.М.: Наука, 1974. – 480 с. 3. Плотников А.Л. Телелекции по физике. Учебное пособие / Изд-во ВКГТУ. – Усть-Каменогорск, 2006. – 176 с. 4. Квасников И.А. Термодинамика и статистическая физика (теория неравновесных систем). М.: Изд.МГУ, 1991. – 228 с. 5. Базаров И.П. Термодинамика. М.: Наука. 1979. – 486 с. 6. Румер Ю.Б., Рывкин М.Ш. Термодинамика. Статистическая физика. М.: Изд. МГУ, 1991. – 552 с. 7. Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. М.:Высшая школа, 1991. – 450 с.