Кристаллография
内容描述: В курсе излагаются сведения о геометрической кристаллографии с начальными сведениями по кристаллохимии. Здесь приводятся данные о кристаллическом и аморфном состоянии вещества, о кристаллах, элементах их ограничения и свойствах. Рассматриваются основные законы кристаллографии: закон постоянства гранных углов, закон рациональных отношений; симметрии кристаллов элементы симметрии кристаллов (центр, оси и плоскости); простые формы кристаллов и их комбинации.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Физика конденсированного состояния
- Физические основы рентгенофлуоресцентного анализа (РФА)
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 15 |
*srop(zh-CN)* | 45 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Формирование представлений об основах кристаллографии - науки о закономерностях атомного строения кристаллического вещества, являющейся базисом для изучения физики твердого тела. Раскрытие связи особенностей кристаллического строения вещества с особенностями физических свойств.
Задача
- Изучить основные понятия, законы и методы кристаллографии и металлографии для дальнейшего применения их при анализе строения, свойств металлов и сплавов, разработки и совершенствования технологий производства и обработки сплавов с заданными свойствами
Результат обучения: знание и понимание
- - историю, предмет, задачи и методы изучения кристаллического вещества; - основы кристаллографии, минералогии и методы определения минералов (физический, морфологический) и их классификации; - современные научные представления о процессах минералообразования;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - определять вид материала по классифицирующим признакам; - расчитывать стехиохимическую формулу вещества; - работать с учебной, справочной и научной литературой;
Результат обучения: формирование суждений
- производить оптималиный выбор материалаи технологии его обработки для изготовления художественных изделий различного назначения
Результат обучения: коммуникативные способности
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные законы дисциплины в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- формулировать основные понятия раздела, решать физические задачи и оценивать порядки физических величин.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (использование следующих активных форм обучения: исполнительная (управляемая) дискуссия или беседа; модернизация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационные (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в учебном процессе); - решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Коллоквиум | 0-100 |
Индивидуальные задания | ||
Выполнение и защита лабораторных работ | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Рубежный контроль 2 | 0-100 |
Коллоквиум | ||
Индивидуальные задания | ||
Выполнение и защита лабораторных работ | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Кристаллография.Кристаллические вещества и их свойства.
- Кристаллическая решетка минералов.Рост кристаллов.
- Понятие простая форма. Обзор простых форм по сингониям.
- Определение содержания науки минералогия и ее связь с другими науками о Земле.
- Строение кристаллических материалов. Геометрическая и структурная кристаллографии.
- Элементы кристаллохимии и кристаллофизики. Идеальный кристалл и дефекты строения реальных кристаллических материалов.
- Пространственная решетка. Период повторяемости.
- Определение обратной решетки. Элементарные трансляции в обратной решетке. Радиус-вектор в обратной решетке. Применение обратной решетки к решению задач кристаллографии.
- Определение симметрии. Симметрические преобразования.
- Преобразования первого рода. Преобразования координат при повороте вокруг оси.
- Обозначения элементов симметрии. Сложение элементов симметрии (основные теоремы). Точечные дефекты.
- Дислокации и дефекты упаковки в типичных металлических структурах.
- Пересечение дислокаций и их взаимодействие с точечными дефектами. Дислокационные системы и границы раздела.
Основная литература
- 1. Современная кристаллография. / Гл. редактор акад. Вайнштейн Б.К. - Т. 1. - М.: Наука, 1979. 2. Шаскольская М.П. Кристаллография. - М.: Высшая школа, 1984. 3. Бокий Г.Б. Кристаллохимия. - М.: Наука, 1971. 4. Костов И. Кристаллография. - М.: Мир, 1965. 5. Попов Г.М., Шафрановский И.И. Кристаллография. - М.: Высшая. школа, 1964.
Дополнительная литература
- 1.Сидоркин А.С. Доменная структура в сегнетоэлектриках и родствен- 10ных материалах. Москва Физматлит. 2000. 2.Артамонов В.А.,СловохотовЮ.Л.Группы и их приложения в физике, хи-мии, кристаллографии. Учебное пособие. Москва ,ACADEMA, 2005. 510 с. 3.Богомолов А.А., Солнышкин А.В. Динамика решетки и сегнетоэлектриче-ские явления: Учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008