Физика конденсированного состояния

Баятанова Ляйла Болаткановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: В данном курсе студентами изучаются фундаментальные основы физики твердого тела, которые включают механические, тепловые, электрические и магнитные свойства твердых тел и различные силы действующие на них, которые приводит к структурным изменениям. При изложении материала основное внимание уделено выяснению физической сущности рассматриваемого явления и также количественное описание этого материала.

贷款数: 8

Пререквизиты:

  • Электричество и магнетизм
  • Молекулярная физика и термодинамика

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 45
*sro(zh-CN)* 120
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Писменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Обладать знаниями в области физики конденсированного состояния, позволяющей ориентироваться в потоке научной и технической информации и обеспечивающей им возможность использовать новые физические принципы в тех областях техники, в которых они специализируются. Формирование научного мышления и диалектического мировоззрения, правильного понимания границ применимости различных физических понятий, законов, теорий и умения оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных или математических методов исследования.
Задача
  • Ознакомление с измерительной аппаратурой, выработка умения проводить экспериментальные исследования, обрабатывать результаты эксперимента и анализировать их. Развитие творческого мышления, навыков самостоятельной познавательной деятельности, умения моделировать физические ситуации с использованием компьютера.
Результат обучения: знание и понимание
  • Основные закономерности формирования конденсированы сред, основные методы изучения кристаллических структур; методы теоретических подходов в описании и изучении явлений в физике конденсированного состояния.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Описывать и качественно объяснять основные состояния в твердом теле; применять методы описание кристаллических структур, моделировать физические процессы.
Результат обучения: формирование суждений
  • Научное мышление и диалектическое мировоззрение.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные законы дисциплины в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • самостоятельно изучать и понимать специальную научную и методическую литературу, связанную с проблемами физики конденсированного состояния вещества.
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (использование следующих активных форм обучения: исполнительная (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационные (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в учебном процессе);

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Рубежный контроль 2 0-100
Коллоквиум
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе. 90-100 70-89 50-69 1-49
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Силы связи и внутренняя структура твердых тел. Сопоставление различных видов связи. Силы притяжения и отталкивания. Классификация твердых тел. Энергия связи. Типы химических связей. Металлические, ковалентные, ионные, молекулярные кристаллы. Характеристика энергетических зон, распре-деление электронной плотности.
  • Несовершенства и дефекты кристаллического строения. Механические свойства твердых тел. Упругая и пластическая деформации, закон Гука. Теоретическая и реальная прочности кристаллов на сдвиг. Понятие о дислокациях. Пути повышения прочности твердых тел.
  • Способы описания состояния макроскопической системы. Адиабатическое приближение. Невырожденные и вырожденные коллективы. Классическая и квантовые статистики. Функции распределения фермионов и бозонов. Вырожденный и невырожденный электронный газ в твердых телах.
  • Электронные состояния в кристаллах. Электрон в периодическом поле кристалла. Одноэлектронное приближение. Волновые функции Блоха. Зоны Бриллюэна. Свойства энергетического спектра электронов, энергетические зоны. Волновой вектор электрона, импульс, скорость. Эффективная масса.
  • Рассеяние электронов, время релаксации. Квантовая теория свободных электронов. Плотность состояний. Распределение Ферми-Дирака. Уровень Ферми. Механизмы рассеяния электронов. Электропроводность металлов. Теплоемкость и теплопроводность электронного газа.
  • Энергетические зоны в модели "пустой" решетки. Приближение почти свободных электронов. Поведение энергетического спектра вблизи границы зоны Бриллюэна. Приближение сильной связи. Многоэлектронные эффекты.
  • Зонная структура полупроводников. Кубические полупроводники. Зона Бриллюэна в кубических полупроводниках. Схема строения энергетических зон кубических полупроводников. Характер поведения энергетического спектра вблизи экстремумов зон. Эффективная масса электронов и дырок в полупроводниках. Статистика электронов и дырок в полупроводниках. Невырожденные и вырожденные полупроводники.
  • Уровень Ферми, концентрация электронов и дырок. Собственный полупроводник, собственная концентрация свободных носителей заряда. Примесные уровни в запрещенной зоне, доноры, акцепторы. Статистика заполнения локальных уровней.
  • Колебания кристаллической решетки. Адиабатическое приближение. Гармонические колебания кристаллической решетки. Спектр колебаний кристаллической решетки. Акустические и оптические ветви колебаний. Фононы. Энергия и импульс фонона. Статистика фононов. Плотность состояний фононов. Теплоемкость кристаллической решетки, температура Дебая. Ангармонизм колебания решетки. Тепловое расширение твердых тел.
  • Кинетические явления в металлах и полупроводниках, движение свободных носителей заряда в электрическом и магнитном полях. Функция распределения. Кинетическое уравнение. Приближение времени релаксации. Рассеяние носителей заряда в металлах и полупроводниках.
  • Основные механизмы рассеяния. Рассеяние на колебаниях кристаллической решётки. Рассеяние на ионизированных и нейтральных примесях. Термоэлектрический эффект, эффект Холла.
  • Конденсация бозонов. Электрон-фононные взаимодействия. Сверхпроводимость.
  • Методы исследования внутреннего строения твердых тел.
  • Заполнение зон электронами. Энергетические зоны. Положение уровня Ферми и концентрация свободных носителей.
  • Статистика электронов и дырок в полупроводниках. Невырожденные и вырожденные полупроводники.
Основная литература
  • Павлов П. В., Хохлов А.Ф. Физика твердого тела. - М.: Высшая школа, 2000.
  • Киттель Ч. Введение в физику твердого тела. - М.: Наука, 1978.
  • Подкладнев В.М. Физика твердого тела. Методические указания к лабораторному практикуму. КазНТУ, Алматы, 2002.
  • Байков Ю.А., Кузнецов В.М. Физика конденсированного состояния. -М.: БИНОМ. Лаборатория знания, 2015, С. 294.
  • Гросберг А.Ю., Хохлов А.Р. Физика в мире полимеров. -М.: Наука, 1989, С. 209
  • Шмидт В.В. Введение в физику сверхпроводников. Современнные лекционные курсы, 2000, С. 398
  • Бонч-Бруевич В.Л. , Калашников С.Г. Физика полупроводников. 1977, С. 679
  • Займан Дж. Принципы теории твердого тела. 1971, С. 478
  • Миронова Г.А. Конденсированное состояние вещества: от структурных единиц до живой материи. Т.1 - М: Физический факультет МГУ, 2004, С. 532
  • Ашкрофт Н., Мермин Н., Физика твердого тела. Т.1-2. 1975, С. 422