Метрология, стандартизация и основы взаимозаменяемости

Есеркегенова Бекзат Жамбылқызы

Портфолио преподавателя

Описание: Позволяет выработать научно - обоснованные навыки по выполнению требований стандартов. Развитие экономики страны в условиях рыночных отношений зависит от производства машиностроительной продукции. Обучающиеся инженерных специальностей приобретут компетенции для правильного решения задач по метрологии, стандартизации и основы взаимозаменяемости.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Физика

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Изучение научно-теоретических и методических основ метрологии, стандартизации и взаимозаменяемости, Основными задачами изучения дисциплины являются: -умение студентами применять на практике основные положения курса, формирование у студентов научного мышления; -дать студентам тот минимум знаний в области, который позволит в дальнейшем специалисту совершенствоваться, самостоятельно принимать технические решения на международном, региональном и национальном уровне.
Задача
  • Основными задачами изучения дисциплины являются: -умение студентами применять на практике основные положения курса, формирование у студентов научного мышления; -дать студентам тот минимум знаний в области, который позволит в дальнейшем специалисту совершенствоваться, самостоятельно принимать технические решения на международном, региональном и национальном уровне; -навыки работы со стандартами, ГОСТами, технической документацией; -умение работать с патентной литературой, изучение зарубежного опыта в области стандартизации.
Результат обучения: знание и понимание
  • Обучающиеся должны знать: - Теоретические и практические основы метрологии, стандартизации и взаимозаменяемости; - Систему допусков и посадок для всех основных соединений – подшипниковых сопряжений, гладких, резьбовых, шлицевых, зубчатых и др. - Размерные цепи, их значимость при изготовлении и эксплуатации изделий, методы их расчета применительно к различным условиям
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • 1 Умение четко выполнять измерения параметров различных процессов и технологий с квалифицированной обработкой результатов измерения. 2 Умение четко и однозначно реализовать расчетные методы по оптимальному выбору допусков и посадок при проектировании различных механизмов и конструкций; - Координировать методики расчетов при проектировании механизмов и конструкций с методиками и системами других дисциплин (ЕСКД, ЕСТД и др.).
Результат обучения: формирование суждений
  • Умение четко ориентироваться в различных ситуациях в процессе производственной деятельности, анализировать возникающие проблемы комплексно.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способность адаптировать основные методики и законы дисциплины в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования при разработке различных технологий, систем и изделий.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Способность к учебе оценивается в процессе обучения (семинары, зачеты, экзамены).
Методы преподавания

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить:  технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения;  технологии учебно-исследовательской деятельности;  коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);  метод кейсов (анализ ситуации);  игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх;  информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Тестовые задания по раздаточному материалу 0-100
2  рейтинг Тестовые задания по раздаточному материалу 0-100
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов
  • Правовые основы стандартизации и их задачи
  • Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов и стандартов
  • Краткая характеристика стандартов, входящих в ГСС
  • Сущность и содержание сертификации
  • Закон «О техническом регулировании»
  • Международная и региональная сертификация
  • Сущность и содержание метрологии
  • Эталоны, образцовые и рабочие средства измерений, их классификация
  • Средства и методы технических измерений
  • Меры и универсальные измерительные средства
  • Основы метрологической деятельности РК
  • Правовые основы метрологического обеспечения
  • Метрология в зарубежных странах, международные и региональные организации по метрологии
Основная литература
  • 1. Комбаев К.К. «Метрология стандартизация и сертификация» - учебник для технических специальностей. Алматы, «Эверо» -2015 г. 132 с. ISBN 978-601-240-784-6. 2. Дудкин М.В., Комбаев К.К. «Сызықтық өлшеулер» Өскемен қаласы, ШҚМТУ, 2012 ж. – 58 б. 3. Комбаев К.К. Метрология, стандарттау және сертификаттау. Техникалық мамандықтары бойынша оқитын студенттерге арналған оқу құралы. Алматы «Эверо» -2018 ж. 244 б. ISBN 978-601-208-536-5, 2-ші басылым, жаңартылған және толықтырылған. ШҚМТУ Ғылыми кеңесінің әдістемелік отырысында бекітілген 04 шілде 2018 ж. № 10 хаттамасы, ҚарМТУ РОӘК Ұсынылған 4. Дудкин М.В., Комбаев К.К., Шакаримов Ш.С., «Линейные измерения» - учебно-методическое пособие. Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2008, с.96. 5. Комбаев Қ.Қ. Метрология, стандарттау және сертификаттау. Алматы, Эверо, 2015 ж. – 128 б.
Дополнительная литература
  • 6. Дудкин М.В. Выбор посадок и расчет размерных цепей: Учебное пособие / ВКГТУ.- Усть-Каменогорск, 2003. –116 с. 7. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие.–М.: Логос, 2001. –536 с: ил. 8. Марков Н.Н., Осипов В.В., Шабалина М.Б. Нормирование точности в машиностроении: Учеб. для машиностроит. спец. Вузов./– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 2001. –335 с: ил. 9. ГОСТ 868-82 Нутромеры индикаторные с ценой деления 0,01 мм. Технические условия