Технологические основы гибких автоматизированных производств

Есеркегенова Бекзат Жамбылқызы

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина "Технологические основы гибких автоматизированных производств" охватывает теоретические и практические аспекты организации и функционирования современных автоматизированных систем производства, в которых сочетаются высокая гибкость, автоматизация процессов и адаптивность к изменениям в производственных требованиях. В рамках курса изучаются: Концепции гибкости и автоматизации производства — определение гибкости в контексте производства, классификация гибких производственных систем (ГПС). Основы автоматизации производственных процессов — методы и технологии автоматического управления, роль информационных технологий в автоматизации.

Betrag der Credits: 5

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Цель дисциплины "Технологические основы гибких автоматизированных производств" заключается в подготовке специалистов, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для проектирования, эксплуатации и оптимизации гибких автоматизированных производственных систем (ГАПС). Эти системы включают в себя автоматизацию производственных процессов с высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям производства, а также позволяют эффективно использовать ресурсы, улучшать качество продукции и сокращать издержки. Основные цели дисциплины могут включать: Ознакомление с принципами и методами организации гибких автоматизированных производств. Изучение технологических процессов и оборудования, используемых в ГАПС. Разработка навыков проектирования и внедрения автоматизированных систем управления производственными процессами. Овладение методами мониторинга и анализа работы гибких производственных систем для их оптимизации. Обучение современным подходам к автоматизации и роботизации производственных процессов, включая внедрение ИТ-технологий и искусственного интеллекта в производство.
Задача
  • Изучение основ гибкости производства: Понимание гибкости производственных систем, ее типов (структурная, функциональная, оперативная). Оценка способов достижения гибкости на разных уровнях (от технологических процессов до организационной структуры). Проектирование гибких автоматизированных систем (ГАПС): Разработка концепции гибкой автоматизированной системы для конкретного производства. Проектирование и выбор оборудования, роботизированных систем, станков с ЧПУ, транспортных средств и других компонентов, которые обеспечивают гибкость системы. Автоматизация производственных процессов: Оценка применения различных автоматизированных технологий, включая системы управления, сбор данных, мониторинг состояния оборудования. Разработка и внедрение программного обеспечения для управления гибким производством, использование MES-систем (систем управления производственными процессами). Оптимизация производства с использованием гибких автоматизированных систем: Разработка методов планирования и управления потоками материалов и компонентов в условиях гибкости производства. Оценка и оптимизация использования ресурсов (время, материалы, персонал). Интеграция технологий в рамках гибких производств: Изучение современных технологий (например, интернета вещей, искусственного интеллекта) для повышения эффективности гибких автоматизированных производств. Внедрение системы автоматического контроля качества и диагностики состояния оборудования.
Результат обучения: знание и понимание
  • Понимание концепции гибких автоматизированных производств: Изучение принципов организации гибких производственных систем, которые обеспечивают высокую степень адаптивности и эффективности в условиях изменений производства и спроса. Знания о том, как ГАП интегрируют автоматизированные рабочие станции, транспортировочные системы, а также системы управления и мониторинга. Типы и компоненты гибких производственных систем: Знание различных типов гибких производств: от гибких автоматизированных рабочих мест (ГАРМ) до гибких потоковых линий. Понимание роли различных компонентов системы: роботов, конвейеров, ЧПУ (числовое программное управление), промышленных компьютеров и датчиков. Инструменты и методы проектирования ГАП: Изучение принципов проектирования гибких производственных систем, включая выбор оборудования, определение производственных потоков и управление ими. Применение методов моделирования для оптимизации производственных процессов и анализа эффективности системы. Технологии и подходы, используемые в ГАП: Знания о применении роботизированных комплексов, а также системы ЧПУ для автоматизации процессов. Освоение технологий, таких как CAD/CAM, промышленный интернет вещей (IIoT), а также интеграция с системами ERP и MES для управления процессами на всех уровнях.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Понимание концепции гибких автоматизированных производств (ГАП): Студенты должны осваивать ключевые принципы гибкости в производственных системах, включая возможность быстрого переналадки оборудования, адаптации производства под изменения спроса и особенностей продукции. Также важно осознание роли автоматизации в повышении эффективности и снижении затрат. Знание технологических процессов в ГАП: Ожидается, что обучающиеся будут разбираться в различных производственных процессах, которые могут быть автоматизированы в гибких системах, таких как сборка, обработка материалов, контроль качества и упаковка.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирование суждений о том, как автоматизация способствует улучшению производительности и снижению издержек. Это может включать использование роботизированных и программируемых систем, которые могут выполнять задачи с минимальным вмешательством человека.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Студенты должны развить навыки сотрудничества в междисциплинарных командах, что необходимо для работы с различными специалистами в области автоматизации и производственных технологий. Это включает в себя умение слушать, обмениваться идеями, а также конструктивно решать возникающие проблемы.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Умение работать с технологическими процессами: навыки разработки, настройки и оптимизации технологических процессов на гибких автоматизированных производствах, включая внедрение новых технологий и процессов для повышения эффективности.
Lehrmethoden

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Практические задания Отличное понимание материала, всесторонние знания, отличные умения и владения отражена актуальность рассматриваемой темы, верно определены основные категории; в заключении сформулированы развернутые, самостоятельные выводы; Достаточно полное понимание материала, хорошие знания, умения и владения раскрыта актуальность темы; имеются незначительные ошибки и недочеты по изученному материалу; в заключении сформулированы общие выводы. Приемлемое понимание материала, удовлетворительные знания, умения и владения актуальность темы раскрыта не полностью; теоретический анализ дан описательно, студент не отразил собственной позиции поотношению к рассматриваемым материалам, ряд суждений отличается поверхностностью; не сформулированы выводы. не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отказ студента от ответа. не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; отказ студента от ответа.
Рейтинговый тест 1, 2 Отличное понимание материала, всесторонние знания, отличные умения и владения Достаточно полное понимание материала, хорошие знания, умения и владения Приемлемое понимание материала, удовлетворительные знания, умения и владения не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в гибкие автоматизированные производства (ГАП): понятие, цели и задачи.
  • Структура и компоненты гибких автоматизированных производств.
  • Типы автоматизации в производстве: от простых до гибких систем.
  • Модульные и универсальные системы автоматизации: особенности и применение.
  • Классификация гибких автоматизированных производств по уровню гибкости.
  • Основы организации гибкого производства: методы и подходы.
  • Современные технологии автоматизации: роботы, ЧПУ и автоматизированные линии.
  • Информационные технологии в гибких автоматизированных производствах.
  • Системы управления гибкими производствами: SCADA, MES, ERP.
  • Процесс адаптации гибкого производства под изменения спроса и характеристик продукции.
  • Проектирование и планирование гибких автоматизированных производств.
  • Методы оценки эффективности гибких производств.
  • Проблемы и вызовы при внедрении гибкой автоматизации в промышленности.
  • Будущее гибких автоматизированных производств: тенденции и перспективы.
  • Кейс-стадии применения гибких автоматизированных систем в различных отраслях.
Основная литература
  • 1. Мищенко А. В., Шаров В. П. Технологические основы автоматизации производства: Учебник. — М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. 2. Бабаянц В. С. Гибкие автоматизированные системы и их применение: Учебное пособие. — СПб.: Издательство ИТМО, 2013. 3. Гусев И. П., Рябов В. Н. Технологические системы и оборудование для гибких автоматизированных производств. — М.: Машиностроение, 2014. 4. Кузнецов А. В. Основы автоматизации производственных процессов. — М.: Академия, 2016. 5. Поляков А. А. Технологии гибких автоматизированных производств: Учебник для вузов. — Екатеринбург: УрФУ, 2017.
Дополнительная литература
  • 1. Дьяков В.Н. "Автоматизация производственных процессов". — М.: Машиностроение, 2018. 2. Черников В.П. "Гибкие автоматизированные производственные системы". — М.: Высшая школа, 2017. 3. Гапоненко А.П. "Технологические основы автоматизации". — СПб.: Питер, 2019. 4. Боровиков В.Г. "Основы проектирования автоматизированных систем управления". — М.: Радио и связь, 2016. 5. Селезнев Ю.А. "Гибкие производства: технологии и системы". — М.: Машиностроение, 2018. 6. Брагин В.К. "Основы гибкой автоматизации производства". — М.: Издательство МГТУ, 2020. 7. Лобачевский П.А. "Автоматизация и роботизация производств". — М.: Энергия, 2015. 8. Иванова Н.В. "Инновационные технологии в автоматизации производства". — Екатеринбург: УрФУ, 2021.