Технические средства организации дорожного движения
Beschreibung: Дисциплина позволяет овладеть знаниями, связанными с изучением нормативно-технических документов по применению технических средств организации дорожного движения; методов регулирования дорожного движения и предпосылок их овладения; знать классификацию средств организации и управления дорожным движением, их функциональные и технические возможности, применение технических средств для автоматизации сбора информации о параметрах транспортных потоков.
Betrag der Credits: 6
Пререквизиты:
- Обеспечение безопасности движения на транспорте
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 30 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 90 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цель преподавания этой дисциплины состоит в изучении методов и средств наблюдения и измерения характеристик объектов движения, изучении принципов построения, характеристик и применения современных технических средств ОДД
Задача
- Основными задачами являются: изучение классификации средств организации и управления дорожным движением, их функциональные и технические возможности; изучение алгоритмов и технических светофорного регулирования; изучение основных нормативно-технических документов по применению техниченских средств организации дорожного движения.
Результат обучения: знание и понимание
- знание нормативно-технических документов по применению технических средств организации дорожного движения; методов регулирования дорожного движения и предпосылок их ввдения; классификацию средств организации и управления дорожным движением, их функциональные и технические возможности.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- применение технических средств для автоматизации сбора информации о параметрах транспортных потоков, состоянии дорожного покрытия и внешней среды, оповещения водителей о маршрутах и режимах движения: применение технических средств для управления движением в особых условиях и для повышения экологической безопасности.
Результат обучения: формирование суждений
- Способность применять теоретические и практические знания, полученные в процессе изучения дисциплины для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения; формулировать технические требования к средствам организации и регулирования дорожным движением.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Достижение уровня предъявляемых требований к квалификационной характеристике специалиста к знаниям и умениям диктуемых профессиональной деятельностью в области осуществления конструктивных и организационных мероприятий.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Овладение навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Определение режима функционирования светофорного объекта. | 0-100 |
2 Bewertung | Исследование многопозиционного управляемого дорожного знака и многопозиционного табло скорости движения | 0-100 |
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- 1. Введение. Роль научно-технического прогресса и технических средств в системе мероприятий по решению транспортной проблемы. Системный подход к управлению дорожным движением. Этапы развития средств организации и регулирования дорожного движения. Основные характеристики движения. Методы регулирования дорожного движения и критерии оценки его эффективности. Классификация средств регулирования дорожного движения.
- 2. Технические средства сбора информации о параметрах транспортных и пешеходных потоков. Классификация детекторов транспорта: детекторы, использующие магнитное поле земли и с разомкнутой магнитной цепью, вибрационные и трибоэлектрические детекторы. Детекторы с использованием зондирующих импульсов, фотоэлектрические, лазерные, акустические, ультразвуковые, доплеровские и т.д. Функционирование детекторов транспорта и особенности их эксплуатации в составе систем контроля, учета и регулирования дорожного движения. Проходные детекторы и детекторы присутствия. Размещения детекторов в зонах контроля.
- 3. Технические средства для ввода управляющих воздействий на участников движения (классификация). Применение светофорной сигнализации для регулирования дорожного движения. Типы светофоров, устройство и принцип их действия. Размещение и установка светофоров. Светофорное регулирование на перекрестке. Режимы работы и параметры светофорной сигнализации. Понятие о такте, фазе и цикле регулирования. Пофазный разъезд транспортных средств. Типовые схемы светофорного регулирования и показатели его эффективности.
- 4. Алгоритмы жесткого регулирования. Загрузка направлений и фаз движения, фазовые коэффициенты. Расчет длительности цикла и его элементов. Учет пешеходного и трамвайного движения. График работы светофорной сигнализации. Необходимое число программ при жестком светофорном регулировании.
- 5. Адаптивное регулирование. Сущность адаптации при светофорном регулировании дорожного движения. Методы адаптивного регулирования. Оптимальное управление с учетом параметров потока.
- 6. Основы координированного регулирования. Принципы координированного регулирования дорожного движения. Синхронная и прогрессивная системы регулирования. Координированное регулирование на магистрали, площади и улично-дорожной сети сложной конфигурации. Расчет координированного регулирования. Определение исходных данных для расчета системы. Обоснование рекомендуемой скорости движения в системе координированного регулирования. Критерии эффективности координированного регулирования дорожного движения. Порядок и методика расчета системы координированного регулирования дорожного движения на магистрали (система «Зеленая волна»)
- 7. Технические средства регулирования дорожного движения на изолированных перекрестках. Контроллеры жесткого программного регулирования. Технические характеристики серийных дорожных контроллеров УК, БКТ, ДКЛ.
- 8. Знаки дорожные. Назначение и классификация дорожных знаков. Типоразмеры, символы, конструкции. Установка и зоны действия дорожных знаков. Нормативно-технические документы. Принципы расстановки дорожных знаков с постоянной информацией. Стандартные знаки и знаки индивидуального проектирования.
- 9. АСУД. Назначение, состав АСУД. Детекторы транспорта АСУД. Разновидности, назначение и технические характеристики детекторов ДТ1- ДТ6. Дорожные контроллеры АСУД, их назначение и применение. Режимы работы контроллеров. Технические характеристики дорожных контроллеров системы АСУД.
- 10. Управление на локальном, тактическом и стратегическом уровне. Классификация технических средств по структуре и типу связей, по степени централизации функций контроля и управления, по видам воздействия на объект управления, назначению и применению. ТСХ стационарного и оперативного действия.
- 11. Технические средства сбора информации о состоянии дорожного покрытия, параметрах дороги, метеорологических условиях. Технические средства для определения коэффициента сцепления с покрытием. Технические средства для определения ровности покрытия. Контроль метеорологических условий.
- 12. Управляемые многопозиционные знаки и табло (УДЗ и УДТ). Классификация управляемых знаков и табло. Управляемые дорожные знаки, указатели и табло с механической сменой символов. Управляемые дорожные знаки, указатели и табло со светотехнической сменой символов. Применение УДЗ и УДТ в организации и регулировании дорожного движения.
- 13. Разметка дорожная. Виды дорожной разметки и их назначение. Особенности регулирования дорожного движения с помощью разметки. Применение горизонтальной разметки в различных дорожных условиях. Применение вертикальной разметки. Материалы, конструкции и оборудование для нанесения дорожной разметки. Требования к материалам, виды материалов. Применение прогрессивных материалов.
- 14. Средства регулирования пешеходного движения. Характер взаимодействия конфликтующих транспортных и пешеходных потоков. Технические средства регулирования движения на регулируемых пешеходных переходах. Средства регулирования в особых условиях. Регулирование на железнодорожных переездах. Средства регулирования движения в тоннелях, на мостах, путепроводах, переправах.
- 15. Регулирование маршрутного пассажирского транспорта. Регулирование дорожного движения на автомагистралях. Особенности объектов регулирования – въездов, съездов, перегонов магистралей, пересечений в одном уровне. Средства регулирования движения в районе парковок, в местах дислокации пунктов специального назначения, пунктов снабжения ГСМ. Применение дорожных ограждений. Заключительная лекция. Внедрение и эксплуатация технических средств регулирования дорожного движения. Эксплуатация и ремонт технических средств. Организация процесса технического обслуживания. Перспективные направления совершенствования технических средств организации и регулирования дорожного движения. Новые разработки.
Основная литература
- 1 Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афанасьев М.Б. Технические средств организации дорожного движения: Учеб.для вузов. - М.: Транспорт, 2017.- 255 с. 2 СТ РК 1412-2017. Технические средств организации дорожного движения: Правила применения. - Астана, 2017
Дополнительная литература
- 1 Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов.-М.:Транспорт, 2001.-247 с. 2 Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афанасьев М.Б. Технические средства организации дорожного движения: Учеб. для вузов. – М.:Транспорт, 2005.- 255 с. 3 Бекмагамбетов М.М. Проблемы развития автомобильного и городского транспорта Республики Казахстан.- Алматы: Изд-во, «Print-S», 2009-520 с. 4 Сыртанов С.Қ., Қиялбаев Ә.Қ. Ахметов К.Н., Лим В.Ч. Автомобиль жолдарындағы жол қозғалысының қауіпсіздігі. Оқу құралы. – Алматы: КазККА, 2004.-263 б. 5 Тусумов О.Т. Дорожная полиция Казахстана: Вчера, сегодня, завтра.- Алматы, 2009.- 304 с.