Введение в инженерное образование

Байдилдина Айжан Толеубековна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина направлена на формирование общего представления об энергии и энергетике. В рамках курса рассматриваются физические принципы получения различных видов энергии, технологические процессы и схемы производства тепловой и электрической энергии, а также основы транспортировки и потребления энергии и принципы энергосбережения. В результате освоения дисциплины обучающиеся получают базовые знания, необходимые для понимания функционирования энергетических систем и современных подходов к рациональному использованию энергии.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Физика. Школьный курс

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular диф.зачёт
Form der Endkontrolle

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Изучение студентами основ промышленной энергетики, в том числе и тепло и электроэнергетики, направлений развития энергетического и технологического оборудования промышленных предприятий.
Задача
  • В результате изучения курса студенты должны иметь представление о промышленных энергетических объектах, принципах их работы, изучить основные источники энергии, ознакомиться с основами энергосбережения и перспективами ее развития на промышленных предприятиях.
Результат обучения: знание и понимание
  • В результате изучения курса студенты должны иметь представление о промышленных энергетических объектах, принципах их работы, изучить и понимать основные источники энергии, ознакомиться с основами энергосбережения и перспективами ее развития на промышленных предприятиях
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Основные разновидности тэнергетических и теплотехнологических объектов. Уметь проводить расчеты по типовым методикам и проектировать отдельные детали и узлы с использованием стандартных средств проектирования в соответствии с техническим заданием
Результат обучения: формирование суждений
  • Соблюдать экологическую безопасности на производстве, участвовать в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Организация управления технологическими процессами в энергетике. Уметь составлять документацию по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках и вести контроль за соблюдения экологической безопасности на производстве, разрабатывать и осуществлять мероприятий по энерго - и ресурсосбережению на производстве
Lehrmethoden

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх;

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung 1 практическая работа. Методы и устройства преобразования энергии. Понятия об энергии. виды энергии. 0-100
СРО №1. Состав и основные характеристики твердого топлива
СРО №2. Как осуществляется аккумулирование энергии
2 практическая работа. Энергетические ресурсы земли и их использование.
3 практическая работа. Возобновляемые источники энергии в мировом энергобалансе. Общая характеристика производства электроэнергии на основе не возобновляемых и возобновляемых источников энергии.
СРО №3. Основные законы идеальных газов
4 практическая работа. Контрольная работа. Первый рубежный контроль
2  Bewertung 5 практическая работа. Тепловая схема КЭС. Рассматривается тепловая схема конденсационной электростанции с кратким описанием назначения ее структурных элементов. 0-100
6 практическая работа. Тепловая схема ТЭЦ. Рассматривается тепловая схема теплоэлектроцентрали с кратким описанием назначения ее структурных элементов
7 практическая работа. Передача и распределение электрической энергии. Основные принципы передачи и распределения электрической энергии, структурные элементы схем доставки электроэнергии от источника к потребителю.
На выбор СРО №4,5,6
8 практическая работа. Линии электропередачи. Основные характеристики линий электропередачи. Расчетные формулы для них
9 практическая работа. Потребление электрической энергии. Категории электроприемников, режимы работы электроприемников.
10 практическая работа. Контрольная работа. Второй рубежный контроль.
Endkontrolle диф.зачёт 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Задания в тестовой форме для рубеж-ного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Общие понятия об энергии. Классификация источников энергии. Технические характеристики источников энергии.
  • Топливно энергетический ресурс. Виды топлива и добыча. ТЭР Республики Казахстан.
  • Способы получения электрической и тепловой энергии. Возобновляемые и невозобновляемые. Энергия первичная и вторичная
  • Ядерная энергия деления. Общее представление о теории ядерного деления и технологиях его энергетического использования.
  • Основные термодинамические вопросы. Законы термодинамики: первый закон, второй закон термодинамики и третий закон термодинамики. Основные термодинамические понятия: температура, количество тепловой энергии, удельная теплоемкость, энтальпия, энтропия. Термодинамические процессы: изохорный процесс, изобарный процесс, изотермический процесс. Схема цикла Ренкина. Диаграммы процессов.
  • Тепловые схемы тепловых электростанций. Тепловые схемы КЭС и ТЭЦ.
  • Атомные электростанции. Ядерное топливо. Типы атомных реакторов. Принципиальные схемы АЭС.
  • Гидроэлектрические станции. Гидроэнергетические установки. Виды ГЭС и принцип работы
  • Ветровые электростанции. Конструкция ветровой электростанции. Принцип действия ветровой электростанции.
  • Солнечные электростанции. Солнечная энергетика, солнечные электростанции. Принцип действия солнечной электростанции. Расчет фотоэлектрической системы.
  • Потери энергии и вопросы энергосбережения. Тепловые потери. Гидроэнергетические потери. Гидромеханические потери. Электрические потери
  • Экологические аспекты энергетики. Факторы, оказывающие вредное воздействие на организм человека, животный и растительный мир. Атмосфера. Сточные воды. Золоотвал.
  • Линейные электрические цепи постоянного тока. Закон Ома. Закон Кирхгофа.
Основная литература
  • 1. "Основы энергосбережения: учеб. пособие" Р.Р. Байтасов, СПб.: Лань, 2019, 2. "Теплотехника: учебное пособие" А.В. Гдалев [и др.], Саратов: Научная книга, 2019, 3. "Потенциал и резервы энергосбережения в промышленности" В.С. Степанов, Новосибирск: СОАН, 2019, 4. "Промышленная теплоэнергетика и теплотехника. Справочник" под общ. ред. В.А.Григорьева и В.М.Зорина, М.: Энергия, 2019 5. "Нагнетатели: учебное пособие для студентов специальности 5В07170 'Теплоэнергетика'" сост. О.М. Талипов, А.М. Акаев, Е.В. Приходько, А.Е. Карманов, Павлодар: Кереку, 2019.
Дополнительная литература
  • 6. Правила устройства электроустановок РК (ПУЭ РК). Астана, 2006. – 462 с. 7. Справочник по электроснабжению и электрооборудованию/ Под. ред. А.А. Федорова. – М.: Энергоатомиздат, 2003 8. В.Я. Рыжкин. Тепловые электрические станции - М.: Энергия, 1987. 9. Дукенбаев К.Д. Энергетика Казахстана и пути ее интеграции в мировую экономику – Алматы: Гылым, 2002. 10. Дукенбаев К.Д. Нурекен Е. Энергетика Казахстана (технический аспект). - Алматы: Гылым, 2001.-312с. 11. Сибикин, Юрий Дмитриевич. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии [Текст] : [учеб. пособие] / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин, 2009. - 232 с.