Электробезопасность
Описание: Сформировать у обучающегося систему знаний методов и средств обеспечения электробезопасности при решении типовых задач в области профессиональной деятельности. В ходе изучения дисциплины обучающиеся получают сведения о нормативных актах по электробезопасности в Республике Казахстан, влиянии электрического тока на организм человека, возможных вариантах электротравм, причинах их появления, технических и организационных методах и приемах защиты от поражения электрическим током. Применять методы ведения контроля безопасного производства, распределения и передачи электрической энергии в соответствии с правилами безопасности, а также обеспечивать эффективную эксплуатацию и бесперебойную работу электроэнергетического и электротехнического оборудования
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Электрические машины
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Сформировать у обучающегося систему знаний методов и средств обеспечения электробезопасности при решении типовых задач в области профессиональной деятельности
Задача
- освоение теоретических сведений об опасности поражения электрическим током, мерах по обеспечению безопасности и приобретение практических навыков по технике безапасности при работе с электроустановками.
Результат обучения: знание и понимание
- знать факторы, влияющие на поражение электрическим током
- Знать физические основы режимов короткого замыкания; режимы работы нейтралей электрических сетей
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Знать Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
- Знать рабочие и аварийные режимы электроустановок
Результат обучения: формирование суждений
- Соблюдать экологическую безопасности на производстве, участвовать в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве
Результат обучения: коммуникативные способности
- уметь выполнять практические расчеты: Иметь навыки по определению напряжения шага, напряжения прикосновения, по устройству заземления, зануления; -по устройству молниеотводов, - по определению величин токов протекающих через человека в разных условиях и определение степени их опасности;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Иметь навыки освобождения пострадавшего от действия электрического тока; по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему; быстрой оценки опасных ситуаций в отношении поражения электрическим током; безопасной работы в электроустановках и в повседневной жизни.
Методы преподавания
В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Опасность поражения электрическим током. | 0-100 |
Природа растекания тока замыкания на землю. Понятие напряжения шага | ||
Классификация электроустановок. | ||
Опасность сетей с глухозаземлен- ной нейтралью | ||
Меры защиты при прикосновениях | ||
Расчет заземляющего устройства цеховой подстанции | ||
Зануление. Защитное отключение | ||
Рубежное тестирование 1 | ||
2 рейтинг | Перенапряжения в электроустановках | 0-100 |
Комплекс средств молниезащиты | ||
Первая медицинская помощь пострадавшим от электрического тока. | ||
Реанимация, способы оживления пострадавшего от действия тока | ||
Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок. | ||
Работы по наряду и распоряжению | ||
Защитные средства в электроустановках выше 1 кВ | ||
Защитные средства в электроустановках до 1 кВ | ||
Рубежное тестирование 2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение
- Природа растекания тока замыкания на землю
- Классификация электроустановок
- Опасность сетей с глухозаземленной нейтралью
- Меры защиты при прикосновениях
- Заземляющие устройства сетях с эффективно заземленной нейтралью напряжением выше 1 кВ
- Зануление
- Перенапряжения в электроустановках
- Комплекс средств молниезащиты
- Первая медицинская помощь пострадавшим от электрического тока
- Реанимация, способы оживления
- Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок
- Лица, ответственные за электробезопасность и их обязанность, ответственность
- Защитные средства в электроустановках
- Защитные средства в электроустановках
Основная литература
- 1 Привалов, Е. Е. Электробезопасность. Часть І. Воздействие электрического тока и электромагнитного поля на человека : учебное пособие / Е. Е. Привалов. —Ставрополь : 2013 — 132 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: ttps://www.iprbookshop.ru/47394.html 2 Монаков, В. К. Электробезопасность : теория и практика / В. К. Монаков, Д. Ю. Кудрявцев. — Москва : Инфра-Инженерия, 2017 — 184 c. — ISBN 978-5-9729-0188-3 — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69022.html 3 Правила технической эксплуатации при обслуживании электроустановок потребителей. –Астана.: 2016. 4 Правила техники безопасности при обслуживании электроустановок потребителей.. –Астана.: 2011. 5 Правила устройства электроустановок Республики Казахстан–Астана 2015-588 с. 6. Рысин, Ю. С. Основы электробезопасности : учебное пособие для бакалавров технических направлений подготовки / Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018 — 75 c. — ISBN 978-5-4486-0273-3. — Текст : электронный// Электронно-библиотечная система https://www.iprbookshop.ru/73623.html 7 Электробезопасность: учебное пособие/Е. Е. Привалов, А. В. Ефанов, С. С. Ястребов, В. А. Ярош; под редакцией Е. Е. Привалов. — Ставрополь:, Параграф, 2018 — 172 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный//Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76069.html 8 Электробезопасность работников электрических сетей : учебное пособие / Е. Е. Привалов, А. В. Ефанов, С. С. Ястребов, В. А. Ярош; под редакцией Е. Е. Привалов. — Ставрополь : , Параграф, 2018 — 300 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS https://www.iprbookshop.ru/76068.html
Дополнительная литература
- 1 Охрана труда в энергетике./Князевский Б.А. - М.: Энергоатомиздат, 2008. 2 Охрана труда в электрохозяйствах промышленных предприятий. /Чекалин Н.А., Полухина Г.Н., Чекалина С.А. - М.: Энергоатомиздат, 2006. 3 Сибикин, Юрий Дмитриевич. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий: учебник / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин, 2015.