Теоретические основы теплотехники

Каримов Ержан Калымжанович

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина формирует у студентов базовые теоретические знания о законах теплопередачи, тепловых процессах и методах их анализа в энергетических системах. В рамках курса рассматриваются основные принципы теплотехники, включая теплопроводность, конвекцию, тепловое излучение, а также методы расчёта тепловых процессов и теплообмена. В результате студенты смогут применять теоретические знания для анализа и оптимизации теплотехнических систем, рассчитывать тепловые характеристики и разрабатывать решения для повышения энергоэффективности оборудования.

贷款数: 6

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью изучения дисциплины является - Дать студентам обширные знания об основных положениях и законах термодинамики, современных методах анализа и расчётов термодинамических процессов и циклов теплосиловых установок, о фундаментальных законах и методах анализа и расчётах процессов тепломассообмена, выработать практические методы определения характеристик тепломассообменных процессов теплоэнергетических и теплотехнологических установок и систем.
Задача
  • Задачами дисциплины являются - в термодинамических системах, изучить термодинамические свойства веществ, методы расчета изменения термических и калорических параметров состояния в основных равновесных процессах и циклах, изучить основные теоретические положения, точные и приближенные методы решения уравнений процессов тепломассообмена.
Результат обучения: знание и понимание
  • Овладение базовыми знаниями в области теоретических основ теплотехники термодинамическими методами анализа устойчивости состояния и направленности процессов в термодинамических системах, изучить термодинамические свойства веществ, методы расчета изменения термических и калорических параметров состояния в основных равновесных процессах и циклах, изучить основные теоретические положения, точные и приближенные методы решения уравнений процессов тепломассообмена.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • определять термодинамические свойства чистых веществ их смесей, их изменение в термодинамических процессах; использовать основные положения и законы термодинамики для анализа физико-химических процессов.
Результат обучения: формирование суждений
  • Анализировать и интерпретировать с позиций теплотехники процессы, происходящие в теплоэнергетических системах, прогнозировать характеристики теплотехнических систем на основе законов и методов теплотехники
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь решать комплексные задачи в интернациональной и междисциплинарной среде
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Уметь разрабатывать документацию по совершенствованию технологических процессов на производственных участках на основе закономерностей теплотехники, повышать уровень знаний для освоения профильных дисциплин и профессиональной деятельности
*TeachingMethods(zh-CN)*

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практическая работа №1 0-100
Практическая работа №2
Практическая работа №3
Практическая работа №4
Практическая работа №5
СРС №1-2 (на выбор 1)
СРС №3-4 (на выбор 1)
Рубежный контроль №1
2  *Rating(zh-CN)* Практическая работа №6 0-100
Практическая работа №7
Практическая работа №8
Практическая работа №9
СРС №5-6 (на выбор 1)
СРС №7-8 (на выбор 1)
Рубежный контроль №2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Различные виды коллоквиумов (устный, письмен-ный, комбиниро-ванный, экспресс и др.) обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать
Задания в тестовой форме для проверки исходного уровня знаний 90-100% правильных ответов 70-89% правильных ответов 50-69% правильных ответов 0-49% правильных ответов
Контрольная работа для проверки рубежного уровня знаний ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть вы-полнены не менее 90% заданий ставится за работу при наличии в ней не более одной не-грубой ошибки и одного недочета, не более трех недоче-тов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правиль-но выполнено менее 50% всей работы
Экзамен Демонстрирует выдающееся знание материала. Проявляет глубокое понимание концепций. Высокий уровень аналитических навыков. Отсутствие ошибок в расчетах или ответах. Аккуратное оформление работы. Творчески подходит к реше-нию задач. Стиль ответов соответствует высокому уровню подготовки. Эффек-тивное использование времени. Четкость и ясность выражения мыслей. Демонстрирует хорошее знание материала. Понимает основные концепции предмета. Хорошие аналитические навыки. Эффективно управляет временем. Есть некоторые небольшие ошибки, но в целом, работа аккуратна. Недостаточное знание материала. Ограниченное понимание основных концепций. Проявляет базовые навыки. Присутствуют ошибки, но они несущественные. Управление временем среднее, но нуждается в улучшении. Отсутствие знаний по существенным аспектам предмета. Полное или почти полное отсутствие понимания ключевых концепций. Ошибки и недочеты в большинстве аспектов работы. Минимальные знания по основным вопросам предмета. Очень ограниченное понимание ключевых концепций. Многочисленные ошибки в выполнении заданий. Применения знаний находятся на уровне базовых требований.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Общие понятия технической термодинамики. Термодинамическая система, параметры состояния, термодинамический процесс.
  • Первое начало термодинамики. Первое начало термодинамики. Тепло и работа. Внутренняя энергия. Формулировка первого закона термодинамики. Теплоемкость газа. Универсальное уравнение состояния идеального газа. Смесь идеальных газов.
  • Второе начало термодинамики. Основные положения второго закона термодинамики. Энтропия. Цикл и теоремы Карно.
  • Второе начало термодинамики. Основные положения второго закона термодинамики. Энтропия. Цикл Карно и теоремы. Термодинамические процессы. Метод исследования термодинамических процессов. Изопроцессы идеального газа. Политический процесс.
  • Водяной пар
  • Влажный воздух
  • Термодинамический поток
  • Теплопроводность. Температурное поле. Уравнение теплопроводности. Постоянная теплопроводность через плоскую стенку, через цилиндрическую стенку, через баллонную стенку.
  • Основные понятия и определения теории теплообмена. Теплопроводность, конвекция, обмен лучами. Общая характеристика способов теплообмена.
  • Конвективный теплообмен. Закон Ньютона-Рихмана. Краткие сведения из теории подобия. Критериальные уравнения конвективного теплообмена. Расчетные формулы конвективного теплообмена
  • Тепловое излучение. Общие сведения о тепловом излучении. Основные законы теплового излучения.
  • Теплопередача. Передача тепла через плоскую стенку, через цилиндрическую стенку. Типы теплообменных аппаратов. Расчет теплообменных аппаратов.
Основная литература
  • 1) Теплотехника и тепловая работа печей : учебное пособие для вузов / В. Я. Дзюзер. - 4-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 384 с. 2) Физика. Курс лекций: учебное пособие / Г. П. Стародубцева, С. И. Любая, Е. И. Рубцова. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 156 с 3) Теплотехника : учебное пособие / А.В. Гдалев [и др.].. — Саратов : Научная книга, 2019. — 287 c. 4) Техническая термодинамика и теплопередача: учебник для спо / А. И. Петров. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 428 с 5) Техническая термодинамика: метод. указания к практ. занятиям / М. Б. Айтмагамбетова. - Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2016. 6) Логинов, В.С. Примеры и задачи по тепломассообмену: Учебное пособие / В.С. Логинов, А.В. Крайнов, В.Е. Юхнов и др. - СПб.: Лань, 2019. - 256 c.
Дополнительная литература
  • 7) Основы теплотехники: учебное пособие для спо / Г. А. Круглов, Р. И. Булгакова, Е. С. Круглова. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 208 с. 8) Теплотехника. Практический курс: учебное пособие / Г. А. Круглов, Р. И. Булгакова, Е. С. Круглова. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 192 с. 9) Техническая термодинамика и теплопередача: учебник для вузов / А. И. Петров. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 428 с.