Архитектурная типология зданий и сооружений

Гурская Оксана Евгеньевна

Портфолио преподавателя

Описание: Изучаются принципы формирования типов зданий с учетом их основных характеристик и особенностей. Рассматривается функционально-планировочная организация зданий различного назначения, классификация и нормативная база проектирования гражданских зданий, особенности формирования архетипов и типов жилых и общественных зданий. Тенденции и перспективы развития архитектурного проектирования жилых и общественных зданий.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Введение в инженерное образование

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Творческий экзамен. Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса по разделам дисциплины и одно творческое задание.

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Изучение основных типов зданий, тенденций их развития, развить логическое понимание нормативных, технологических и функциональных требований, вооружить студента знаниями, необходимыми ему для практической работы в процессе архитектурного проектирования.
Задача
  • раскрыть особенности социально-функциональной организации жилых и общественных зданий;
  • дать характеристику основным архитектурно-планировочным признакам различных типов зданий;
  • ознакомить с общепринятой классификацией и нормативной базой жилых и общественных зданий;
  • определить тенденции и перспектив совершенствования типов производственных, жилых и общественных зданий в соответствии с перспективами развития производства, производственных сил и производственных отношений, прогрессивными процессами в организации общественного культурно-бытового обслуживания;
Результат обучения: знание и понимание
  • владеть навыками сбора информации, анализа типологического решения и понимание норм проектирования;
  • понимать и анализировать сложные взаимосвязи – функциональных, социальных, композиционных, на основе типологических особенностей, с учетом современных норм,
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • использовать полученные знания (типологические и функционально-технологические особенности, унификация и стандартизация, нормирования и др.) для самостоятельного проектирования жилых и общественных зданий;
Результат обучения: формирование суждений
  • разрабатывать индивидуальное архитектурно-планировочные решение объекта, давать критическую оценку проектным решениям архитектурных объектов в практике проектирования.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • обосновывать архитектурно-планировочные решения проектируемых объектов, демонстрировать техническую грамотность, вести диалог на профессиональном уровне.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Дисциплина способствует пониманию и анализу сложных взаимосвязей – функциональных, социальных, композиционных, на основе типологических особенностей, с учетом современных норм, унификации, закладывает основы для изучения и создания самостоятельных проектных решений.
Методы преподавания

технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения;

технологии учебно-исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Композиционно-планировочный анализ архитектурного объекта 0-100
Функционально-планировочный анализ жилой ячейки
Послойный анализ фасада архитектурного объекта
Послойное построение фасада архитектурного объекта
Контрольные комбинированные тесты 1
2  рейтинг Лестнично-лифтовой узел 0-100
Архетипы общественных зданий
Контрольные комбинированные тесты 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Архитектурная типология как конструктивно-теоретическое знание и инструмент оперативной проектной деятельности
  • Социально-функциональные модели жилого образования
  • Классификация жилища
  • Типологические особенности и основы проектирования безлифтовых квартирных домов
  • Типология и основы проектирования многоэтажных жилых домов
  • Архитектурно-типологические особенности композиции жилого дома
  • Эволюция типов общественных зданий и их классификация
  • Здания для образования, воспитания и подготовки кадров
  • Здания для предприятий торговли и бытового обслуживания
  • Архитектура и методика проектирования зрелищных зданий
  • Здания и сооружения для здравоохранения
  • Спортивные здания и сооружения
  • Паркинги
  • Транспортные здания и сооружения, предназначенные непосредственно для обслуживания населения
  • Архитектурная типология производственных зданий
Основная литература
  • 1. KAZGOR. Проекты. – Алматы: Издательство «Basbaqan, 2019 – 368 с.
  • 2. Лисициан М.В., Федяева Н.А. Пронин Е.С. Архитектурное проектирование жилых зданий. – Стереотип. изд. - М.: «Архитектура -С», 2016. – 592 с.
  • 3. СП РК 3.02-101-2012 Здания жилые многоквартирные (действующие на 2022 г.)
  • 4. СП РК 3.02-107-2014.Общественные здания и сооружения (действующие на 2022 г.)
  • 5. СП РК 3.02-120-2012Культурно-зрелищные учреждения (действующие на 2022 г.)
  • 6. СП РК 3.02-122-2012 Предприятия розничной торговли (действующие на 2022 г.)
  • 7. СП РК 3.03-105-2014 Стоянки автомобилей (действующие на 2022 г.)
  • 8. СП РК 3.02-118-2013 Закрытые спортивные залы (действующие на 2022 г.)
  • 9. СП РК 3.02-111-2012 Общеобразовательные организации (действующие на 2022 г.)
Дополнительная литература
  • 10. Адамович В.В., Бархин Б.Г. и др. Архитектурное проектирование общественных зданий: Учеб. для вузов. – М.: Стройиздат, 2007. – 543 с.
  • 11. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие. – М.: Архитектура-С, 2006.-280с.
  • 12. Молчанов В.М. Теоретические основы проектирования жилых зданий: Учеб.пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2003.-240с.
  • 13. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты. Учеб. пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  • 14. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учеб. для вузов: /. Змеул С.Г., Маханько Б.А. Издание стереотипное. — М.: Архитектура-С,. 2004.— 240 с., ил.