Гидрология и регулирование стока

Анапьянова Самал Багдатовна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Формирует знания о факторах и закономерностях формирования речного стока. Изучает разделы гидрологии рек, озер, болот, подземных вод. Знакомит с основными терминами и определениями в области регулирования стока. Рассматривает виды и способы регулирования стока, назначение и классификация водохранилищ и их роль в регулировании стока. Изучает методы водохозяйственных расчетов. Знакомит с расчетом водохранилищ сезонного, многолетнего регулирования. Изучаются вопросы безопасной эксплуатации водохранилищ. Борьба с наводнениями тоже является аспектом изучения дисциплины.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Гидравлика и русловая гидравлика

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • дать студентам необходимые знания теории и практики водохозяйственных расчетов при проектировании и эксплуатации водохозяйственных объектов
Задача
  • овладение студентами минимум знаний и умений в области гидрологии рек, регулирования стока: знать общую методику водохозяйственных расчетов и уметь выполнять расчеты по регулированию стока; -знать задачи и основные правила эксплуатации водохозяйственных систем - знания методики гидрологических расчетов
Результат обучения: знание и понимание
  • Иметь представление о закономерностях формирования речного стока, водного режима рек, озер, болот, Знать методы расчёта основных гидрологических характеристик, водном балансе речного бассейна, методах регулирования стока
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Быть подготовленным для производственно-технологической, организационно-управленческой, проектной и исследовательской деятельности в области водного хозяйства.
Результат обучения: формирование суждений
  • Обучающийся должен уметь реально оценивать исторические и современные процессы и проблемы общественной жизни страны, место и роль в ней своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции развития экономических процессов; уметь диалектически мыслить, обладать современным экономическим мышлением, аргументировано отстаивать свою точку зрения; должен иметь навыки коллективной профессиональной деятельности, организаторской и воспитательной работы с людьми; уметь принимать профессиональные решения с учётом их социальных последствий и требований этики
Результат обучения: коммуникативные способности
  • должен иметь навыки коллективной профессиональной деятельности в области управления водными ресурсами, организаторской и воспитательной работы с людьми; уметь принимать профессиональные решения с учётом их социальных последствий и требований этики
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обучающийся должен быть способен в условиях развития науки в водном секторе и изменяющей социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Методы активизации деятельности: Дискуссия ; Работа в команде ; Опережающая СРС ; Индивидуальное обучение; Обучение на основе опыта ; Проблемное обучение; Поисковый метод ; Исследовательский метод

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лекции, СРО, опрос 0-100
Практические занятия, решение задач и защита
Квизы, тестирование
2  *Rating(zh-CN)* Лекции, СРО, опрос 0-100
Практические занятия, решение задач и защита
Квизы, тестирование
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов.
Устный опрос обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичность и последовательность изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательность изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Речная система. Гидрографические характеристики речной системы; длина реки, густота речной сети, извилистость и разветвленность рек. Принципы организации гидрологических работ в ВКО.
  • Речной бассейн. Поверхностный и подземный водосборы. Виды питания рек, их зависимость от физико-географических характеристик водосбора на примере рек ВКО.
  • Происхождение, распространение подземных вод в ВКО. Виды воды в порах грунта. Классификация подземных вод: поровые, пластовые, трещинные. Напорные, безнапорные. Холодные, теплые, горячие подземные воды. Подземные воды по минерализации: пресные, солоноватые, соленые, рассолы. Зоны аэрации и насыщения. Взаимодействие подземных и поверхностных вод, роль подземных вод в питании рек. Карст, термокарст, наледи подземных вод.
  • Общие сведения о гидрологических расчетах. Обоснование применения статистических методов в гидрологии. Расчетные гидрологические характеристики.
  • Статистические методы исследований и расчетов стока. Обеспеченность гидрологической характеристики. Вычисление расчетных максимальных расходов талых и дождевых вод при отсутствии гидрометрических данных с помощью программы MIKE FLOOD.
  • Кривые распределения гидрологических характеристик. Кривые обеспеченности.
  • Параметры кривых обеспеченности, методы их определения. Аналитические и эмпирические кривые обеспеченности
  • Распределение речного стока во времени и по территории. Водопользователи и водопотребители. Требования различных отраслей народного хозяйства на воду. Необходимость регулирования стока. Водохранилища. Назначение и классификация водохранилищ.
  • Нормативные уровни и составляющие объемы водохранилища . Построение батиграфической и объемной характеристики водохранилища.
  • Сезонное (годичное) регулирование стока. Расчет сезонного регулирования стока таблично-цифровым балансовым методом. Определение величины мертвого объема водохранилища из условий выполнения санитарно-технических условий и допустимого стока заиления.
  • Интегральные календарные кривые стока и отдачи и их использование при расчетах сезонного регулирования стока.
  • Построение графиков работы водохранилища. Состав и порядок водохозяйственного расчета. Полезная и полная отдача воды из водохранилищ. Расчетная обеспеченность отдачи.
  • Многолетнее регулирование стока. Балансовые и обобщенные методы расчета регулирования стока, их достоинства и недостатки
  • Методы расчета многолетнего регулирования стока.
  • Эксплуатация водохранилищ. Потери воды на испарение с зоны затопления и подтопления. Потери воды на фильтрацию. Мероприятия по уменьшению потерь воды. Факторы, определяющие заиление водохранилищ. Отложение наносов по длине водохранилища. Переформирование берегов водохранилища. Мероприятия по уменьшению заиления водохранилища
Основная литература
  • 1 Нурекенова Р.Т. Регулирование стока. Методические указания для практических занятий, курсовой работы, СРС.: ВКГТУ, 2011г.
  • 2 Нурекенова Р.Т. Регулирование стока. Расчет водохранилищ сезонного регулирования. Курс лекций.: ВКГТУ, 2011г.
  • 3 Нурекенова Р.Т. Регулирование стока. Расчет водохранилищ многолетнего регулирования. Курс лекций.: ВКГТУ, 2011г
Дополнительная литература
  • 1 Железняков Г.В. Неговская Т.А., Овчаров Е.Е. Гидрология, гидрометрия и регулирование стока. М.: «Колос», 1984.-432с.
  • 2 Овчаров Е.Е., Захаровская Н.Н., Прошляклв В.В. Практикум по гидрологии, гидрометрии и регулированию стока. М.: ВО «Агропромиздат», 1988.-224 с.
  • 3 Руководство по гидрологическим расчетам при проектировании водохранилищ-Л.: Гидрометеоиздат, 1983-283 с.
  • 4 Плешков Я.Ф. Регулирование речного стока- Л.: Гидрометеоиздат, 1975-560 с.
  • 5 Железняков Г.В. Неговская Т.А., Овчаров Е.Е. Гидрология, гидрометрия и регулирование стока. М.: «Колос», 1984.-432с.
  • 6 Овчаров Е.Е., Захаровская Н.Н., Прошляклв В.В. Практикум по гидрологии, гидрометрии и регулированию стока. М.: ВО «Агропромиздат», 1988.-224 с.
  • 7 Руководство по гидрологическим расчетам при проектировании водохранилищ-Л.: Гидрометеоиздат, 1983-283 с.
  • 8 Плешков Я.Ф. Регулирование речного стока- Л.: Гидрометеоиздат, 1975-560 с.
  • 9 Руководство по гидрологическим прогнозам. Вып. 2. Краткосрочный прогноз расхода и уровня воды на реках. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. - 246 с.
  • 10 Пудовкин О.Л. Гидрология суши: реки. – Открытая платформа электронных публикаций SPUBLER. Дата публикации: 2014-08-16. - 158 с.
  • 11 Волчек А.А. Гидрологические и водохозяйственные расчеты: учебно-методическое пособие. — Горки: БГСХА, 2015. — 294 с.
  • 12 Евстигнеев, В. М, Магрицкий Д. В. Практические работы по курсу «Речной сток и гидрологические расчеты»: учебное пособие. – М.: МГУ, 2013. – 108 с
  • 13 Магрицкий, Д. В. Речной сток и гидрологические расчеты: практические работы с выполнением при помощи компьютерных программ. – М.: Триумф, 2014. – 184 с.
  • 14 Макаревич, А. А. Гидравлика и инженерная гидрология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие. – Минск: БГУ, 2017. – 114 с
  • 15 http://aquaticinformatics.com/ − сайт компании Aquatic Informatics (научно-познавательные семинары типа WEBINAR, обзоры публикаций и официальных нормативных документов в области гидрологии суши).
  • 16 https://www.linkedin.com/ − профессиональная сеть “LinkedIn” (Hydrology International, IAHS – International Association of Hydrological Sciences).