Гидрология и регулирование стока
内容描述: Формирует знания о факторах и закономерностях формирования речного стока. Изучает разделы гидрологии рек, озер, болот, подземных вод. Знакомит с основными терминами и определениями в области регулирования стока. Рассматривает виды и способы регулирования стока, назначение и классификация водохранилищ и их роль в регулировании стока. Изучает методы водохозяйственных расчетов. Знакомит с расчетом водохранилищ сезонного, многолетнего регулирования. Изучаются вопросы безопасной эксплуатации водохранилищ. Борьба с наводнениями тоже является аспектом изучения дисциплины.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Гидравлика и русловая гидравлика
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Письменный экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- дать студентам необходимые знания теории и практики водохозяйственных расчетов при проектировании и эксплуатации водохозяйственных объектов
Задача
- овладение студентами минимум знаний и умений в области гидрологии рек, регулирования стока: знать общую методику водохозяйственных расчетов и уметь выполнять расчеты по регулированию стока; -знать задачи и основные правила эксплуатации водохозяйственных систем - знания методики гидрологических расчетов
Результат обучения: знание и понимание
- Иметь представление о закономерностях формирования речного стока, водного режима рек, озер, болот, Знать методы расчёта основных гидрологических характеристик, водном балансе речного бассейна, методах регулирования стока
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Быть подготовленным для производственно-технологической, организационно-управленческой, проектной и исследовательской деятельности в области водного хозяйства.
Результат обучения: формирование суждений
- Обучающийся должен уметь реально оценивать исторические и современные процессы и проблемы общественной жизни страны, место и роль в ней своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции развития экономических процессов; уметь диалектически мыслить, обладать современным экономическим мышлением, аргументировано отстаивать свою точку зрения; должен иметь навыки коллективной профессиональной деятельности, организаторской и воспитательной работы с людьми; уметь принимать профессиональные решения с учётом их социальных последствий и требований этики
Результат обучения: коммуникативные способности
- должен иметь навыки коллективной профессиональной деятельности в области управления водными ресурсами, организаторской и воспитательной работы с людьми; уметь принимать профессиональные решения с учётом их социальных последствий и требований этики
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Обучающийся должен быть способен в условиях развития науки в водном секторе и изменяющей социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.
*TeachingMethods(zh-CN)*
Методы активизации деятельности: Дискуссия ; Работа в команде ; Опережающая СРС ; Индивидуальное обучение; Обучение на основе опыта ; Проблемное обучение; Поисковый метод ; Исследовательский метод
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Лекции, СРО, опрос | 0-100 |
Практические занятия, решение задач и защита | ||
Квизы, тестирование | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Лекции, СРО, опрос | 0-100 |
Практические занятия, решение задач и защита | ||
Квизы, тестирование | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. | ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. |
Устный опрос | обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры | обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем | обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичность и последовательность изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем | обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательность изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Речная система. Гидрографические характеристики речной системы; длина реки, густота речной сети, извилистость и разветвленность рек. Принципы организации гидрологических работ в ВКО.
- Речной бассейн. Поверхностный и подземный водосборы. Виды питания рек, их зависимость от физико-географических характеристик водосбора на примере рек ВКО.
- Происхождение, распространение подземных вод в ВКО. Виды воды в порах грунта. Классификация подземных вод: поровые, пластовые, трещинные. Напорные, безнапорные. Холодные, теплые, горячие подземные воды. Подземные воды по минерализации: пресные, солоноватые, соленые, рассолы. Зоны аэрации и насыщения. Взаимодействие подземных и поверхностных вод, роль подземных вод в питании рек. Карст, термокарст, наледи подземных вод.
- Общие сведения о гидрологических расчетах. Обоснование применения статистических методов в гидрологии. Расчетные гидрологические характеристики.
- Статистические методы исследований и расчетов стока. Обеспеченность гидрологической характеристики. Вычисление расчетных максимальных расходов талых и дождевых вод при отсутствии гидрометрических данных с помощью программы MIKE FLOOD.
- Кривые распределения гидрологических характеристик. Кривые обеспеченности.
- Параметры кривых обеспеченности, методы их определения. Аналитические и эмпирические кривые обеспеченности
- Распределение речного стока во времени и по территории. Водопользователи и водопотребители. Требования различных отраслей народного хозяйства на воду. Необходимость регулирования стока. Водохранилища. Назначение и классификация водохранилищ.
- Нормативные уровни и составляющие объемы водохранилища . Построение батиграфической и объемной характеристики водохранилища.
- Сезонное (годичное) регулирование стока. Расчет сезонного регулирования стока таблично-цифровым балансовым методом. Определение величины мертвого объема водохранилища из условий выполнения санитарно-технических условий и допустимого стока заиления.
- Интегральные календарные кривые стока и отдачи и их использование при расчетах сезонного регулирования стока.
- Построение графиков работы водохранилища. Состав и порядок водохозяйственного расчета. Полезная и полная отдача воды из водохранилищ. Расчетная обеспеченность отдачи.
- Многолетнее регулирование стока. Балансовые и обобщенные методы расчета регулирования стока, их достоинства и недостатки
- Методы расчета многолетнего регулирования стока.
- Эксплуатация водохранилищ. Потери воды на испарение с зоны затопления и подтопления. Потери воды на фильтрацию. Мероприятия по уменьшению потерь воды. Факторы, определяющие заиление водохранилищ. Отложение наносов по длине водохранилища. Переформирование берегов водохранилища. Мероприятия по уменьшению заиления водохранилища
Основная литература
- 1 Нурекенова Р.Т. Регулирование стока. Методические указания для практических занятий, курсовой работы, СРС.: ВКГТУ, 2011г.
- 2 Нурекенова Р.Т. Регулирование стока. Расчет водохранилищ сезонного регулирования. Курс лекций.: ВКГТУ, 2011г.
- 3 Нурекенова Р.Т. Регулирование стока. Расчет водохранилищ многолетнего регулирования. Курс лекций.: ВКГТУ, 2011г
Дополнительная литература
- 1 Железняков Г.В. Неговская Т.А., Овчаров Е.Е. Гидрология, гидрометрия и регулирование стока. М.: «Колос», 1984.-432с.
- 2 Овчаров Е.Е., Захаровская Н.Н., Прошляклв В.В. Практикум по гидрологии, гидрометрии и регулированию стока. М.: ВО «Агропромиздат», 1988.-224 с.
- 3 Руководство по гидрологическим расчетам при проектировании водохранилищ-Л.: Гидрометеоиздат, 1983-283 с.
- 4 Плешков Я.Ф. Регулирование речного стока- Л.: Гидрометеоиздат, 1975-560 с.
- 5 Железняков Г.В. Неговская Т.А., Овчаров Е.Е. Гидрология, гидрометрия и регулирование стока. М.: «Колос», 1984.-432с.
- 6 Овчаров Е.Е., Захаровская Н.Н., Прошляклв В.В. Практикум по гидрологии, гидрометрии и регулированию стока. М.: ВО «Агропромиздат», 1988.-224 с.
- 7 Руководство по гидрологическим расчетам при проектировании водохранилищ-Л.: Гидрометеоиздат, 1983-283 с.
- 8 Плешков Я.Ф. Регулирование речного стока- Л.: Гидрометеоиздат, 1975-560 с.
- 9 Руководство по гидрологическим прогнозам. Вып. 2. Краткосрочный прогноз расхода и уровня воды на реках. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. - 246 с.
- 10 Пудовкин О.Л. Гидрология суши: реки. – Открытая платформа электронных публикаций SPUBLER. Дата публикации: 2014-08-16. - 158 с.
- 11 Волчек А.А. Гидрологические и водохозяйственные расчеты: учебно-методическое пособие. — Горки: БГСХА, 2015. — 294 с.
- 12 Евстигнеев, В. М, Магрицкий Д. В. Практические работы по курсу «Речной сток и гидрологические расчеты»: учебное пособие. – М.: МГУ, 2013. – 108 с
- 13 Магрицкий, Д. В. Речной сток и гидрологические расчеты: практические работы с выполнением при помощи компьютерных программ. – М.: Триумф, 2014. – 184 с.
- 14 Макаревич, А. А. Гидравлика и инженерная гидрология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие. – Минск: БГУ, 2017. – 114 с
- 15 http://aquaticinformatics.com/ − сайт компании Aquatic Informatics (научно-познавательные семинары типа WEBINAR, обзоры публикаций и официальных нормативных документов в области гидрологии суши).
- 16 https://www.linkedin.com/ − профессиональная сеть “LinkedIn” (Hydrology International, IAHS – International Association of Hydrological Sciences).