Основы инженерной геодезии и ГИС технологии

Бекишев Еркебулан Темирханович

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: В ходе изучения дисциплины студенты приобретают умения и навыки выполнения комплекса геодезических работ, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений с применением современного геодезического оборудования. Это включает топографические съёмки для составления топографических карт и планов, создание планового и высотного съёмочного обоснования, математическую обработку результатов геодезических измерений, а также решение задач на топографических картах и планах. Дисциплина также охватывает изучение основных методов и способов разработки цифровой топографической основы, сохранение цифровой информации, особенности обмена информации, понятия системы управления базами данных. Студенты приобретают навыки и умения работать с компьютерными программами, используемыми для создания карт и различных картографических проекций.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Математика 1

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 30
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 15
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Письменный экзамен

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • сформировать у студентов фундаментальные знания и практические навыки в области инженерной геодезии и геоинформационных систем (ГИС), необходимых для пространственного анализа, мониторинга и управления водными ресурсами, а также для проведения инженерных изысканий, моделирования гидрологических процессов и принятия обоснованных решений в области водного хозяйства и охраны водных экосистем.
Задача
  • Изучение теории, общих принципов, методов и технологий инженерно-геодезических работ при изучении рельефа местности, водных объектов и инженерной инфраструктуры, а также приобретение навыков построения и анализа цифровых моделей местности, пространственного моделирования и визуализации данных о водных объектах.
Результат обучения: знание и понимание
  • Обладать базовыми знаниями и пониманиями в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук цикла общеобразовательных и базовых дисциплин.
  • Уметь выполнять проектно-конструкторские работы и оформлять проектную и технологическую документацию соответственно стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность формулировать обоснованные суждения о выборе и применении инженерно-геодезических и ГИС-технологий для решения задач, связанных с изучением, мониторингом и управлением водными ресурсами, с учётом пространственных, экологических и инженерных факторов, а также анализа рисков, основанного на интерпретации геопространственных данных и современных научно-технических подходов.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Обладать способностью находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива и быть способным к работе в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Стремиться к профессиональному и личностному росту в профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуру Иметь навыки ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике.
Lehrmethoden

При проведении дисциплины предусматривается использование следующих современных образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); -проблемная лекция (опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций и зада, которые надо решить); -построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - практическое занятие в форме дебатов (групповые дискуссии при обсуждении проблемы в виде прений и обмена мнениями); - обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung СРО 1. Измерение горизонтальных углов с помощью теодолита 0-100
СРО2. Геометрическое нивелирование
СРО 3. Тахеометрическая съемка
Практические работы 1
2  Bewertung СРО 4. Создание тематической карты 0-100
СРО 5. Работа с ЦМР
СРО 6. Интеграция геодезических данных
Практические работы 2
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Лекционные занятия Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Практические занятия Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении задач. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи.
Самостоятельная работа Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы, а также, в случае тестового вопроса, отвечает не менее чем на 90% вопросов Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем, при контрольного тестового вопроса не менее 80% правильно отвечает. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем, при контрольного тестового вопроса не менее 50% правильно отвечает. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, демонстрирует отсутствие логичности и последовательности изложения, допускает ошибки, которые не может исправить даже учитель, отказывается отвечать на занятия, в случае контрольных тестовых вопросов, менее 50% отвечает правильно
Итоговый контроль знаний по семестру Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы, а также, в случае тестового вопроса, отвечает не менее чем на 90% вопросов Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем, при контрольного тестового вопроса не менее 80% правильно отвечает. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем, при контрольного тестового вопроса не менее 50% правильно отвечает. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, демонстрирует отсутствие логичности и последовательности изложения, допускает ошибки, которые не может исправить даже учитель, отказывается отвечать на занятия, в случае контрольных тестовых вопросов, менее 50% отвечает правильно
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в инженерную геодезию. Задачи и значение для инженерных изысканий
  • Геодезические системы координат и проекций. Основы картографии
  • Основы измерений в инженерной геодезии: углы, расстояния, превышения
  • Погрешности геодезических измерений. Точность и уравнивание наблюдений
  • Методы нивелирования и определение высот точек
  • Тахеометрическая съемка и создание топографических планов
  • Геодезическое обеспечение строительных работ
  • Введение в ГИС: структура, функции, сферы применения
  • Типы пространственных данных. Векторная модель
  • Типы пространственных данных. Растровая модель
  • Системы координат и геопривязка в ГИС
  • Основы пространственного анализа: буферизация, оверлей, фильтрация
  • Создание и работа с цифровыми моделями рельефа (ЦМР)
  • Основы дистанционного зондирования Земли и интеграция с ГИС
  • ГИС в инженерных изысканиях и строительстве
Основная литература
  • Горячев В.П. Инженерная геодезия. — М.: Академия, 2021.
  • Тихонов В.Н., Панченко С.В. Геоинформационные системы. — СПб.: Питер, 2022.
  • Медведев С.Н., Шестаков А.С. ГИС в водном хозяйстве и экологии. — М.: Лань, 2020.
  • Жданов В.П. Гидрология суши: Учебник. — М.: Академия, 2019.
  • Aronoff S. Geographic Information Systems: A Management Perspective. — WDL Publications, 2020.
Дополнительная литература
  • Крюков В.П. Геодезия в гидротехническом строительстве. — М.: Недра, 2018.
  • Попов А.А., Исаев А.А. Применение ГИС в экологии и природопользовании. — М.: Лань, 2021. Карасев М.Е. Пространственный анализ в ГИС: Методы и алгоритмы. — М.: ДМК Пресс, 2022.