Водная безопасность и эксплуатация водохозяйственного комплекса
内容描述: Формирует знания о понятии и ключевых аспектах водной безопасности, подходах к решению вопроса водной безопасности, знакомит с основными охранными документами в сфере водного законодательства. Изучает вопросы технической эксплуатации систем и сооружений водохозяйственного комплекса. Рассматривает общие требования, основные задачи эксплуатации систем водоснабжения, водоотведения, орошения, осушительных и гидротехнических систем. Дает представление о процессах организации службы эксплуатации, о приемке в эксплуатацию, о необходимой технической документации, о ремонтах, об осмотре и наблюдением за работой сетей и сооружений.
贷款数: 8
Пререквизиты:
- Гидрология и регулирование стока
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 45 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 45 |
*sro(zh-CN)* | 120 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Сформировать профессиональные знания и умения в области обеспечения водной безопасности и эксплуатации водохозяйственных систем, уметь эффективно использовать системы и их отдельные элементы.
Задача
- Рассмотреть ключевые аспекты водной безопасности и подходы к решению вопроса водной безопасности
- Изучить и проанализировать документы в сфере водного законодательства
- Изучить вопросы технической эксплуатации систем и сооружений водохозяйственного комплекса, организации и задач технической эксплуатации и технического надзора водохозяйственных систем
Результат обучения: знание и понимание
- знание и понимание о понятии и ключевых аспектах водной безопасности, подходах к решению вопроса водной безопасности, вопросов технической эксплуатации систем и сооружений водохозяйственного комплекса, организации и задач технической эксплуатации и технического надзора водохозяйственных систем.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- умение обеспечить надежность и бесперебойность работы различных сооружений с заданными технологическими режимами; устранять в кратчайшие сроки аварии и повреждения и уметь предотвратить их в будущем; обеспечить высокую рентабельность работы водохозяйственных систем
Результат обучения: формирование суждений
- Способность эффективно решать задачи по обеспечению водной безопасности на основе анализа работы водохозяйственных систем и сооружений уметь определять причину неисправности в работе и способ ее устранения.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Способность эффективно решать задачи по обеспечению водной безопасности и эксплуатации водохозяйственных систем на основе последних достижений в области водных ресурсов и водопользования индивидуально,в качестве члена команды или руководителя
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Умение применять новейшие достижения науки и техники для решения задач в области обеспечения водной безопасности и эксплуатации водохозяйственных сооружений
*TeachingMethods(zh-CN)*
- Методы активизации деятельности: дискуссия ; работа в команде; пресс-конференция; опережающая задание ; проблемное обучение; поисковый метод ; исследовательский метод, обсуждение; расчетный метод. В процессе обучения используются технические средства обучения (телевизор для демонстрации презентаций, видео и др.),компьютеры – для работы с Интернет-ресурсами и др.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Проект по теме "Пространственное распределение водных ресурсов в РК. Состояние водных ресурсов в РК: спрос, наличие, качество. Факторы, влияющие на нехватку воды. Экологические риски" | 0-100 |
Трансграничные водные ресурсы РК | ||
Участие в дискуссии "Водная безопасность. ЦУР №6. | ||
Участие в дискуссии "Ценность водных ресурсов и основные факторы, влияющие на нехватку воды". | ||
Участие в дискуссии "Водная безопасность и УВР" | ||
Планирование эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений | ||
СРО1 | ||
СРО2 | ||
СРО3 | ||
СРО4 | ||
РК1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Техническое обслуживание и ремонтные работы на системах и сооружениях ВХК | 0-100 |
Природоохранные мероприятия при обслуживании и управлении системами ВХК | ||
Реконструкция водохозяйственных систем и сооружений | ||
ТЭП водохозяйственных систем и сооружений | ||
Оптимизация управления водохозяйственными системами | ||
Автоматизация и диспетчеризация систем ВХК | ||
СРО5 | ||
СРО6 | ||
СРО7 | ||
СРО8 | ||
РК2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Устный опрос, дискуссия | обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем | обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем | обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процес-сов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать |
Презентация | свободное владение содержанием работы, ясное и грамотное изложение материала, увлекательная подача материала, свободное и корректное взаимодействие с аудиторией, компетентные ответы на вопросы, соблюдение временного регламента, структура презентации соответствует всем требованиям, отличное качество исполнения презентации. | владение содержанием работы, изложение и подача материала на достаточно хорошем уровне, хорошее взаимодействие с аудиторией, ответы на вопросы, соблюдение временного регламента, структура презентации соответствует большинству требованиям, хорошее качество исполнения презентации. | не достаточное владение содержанием работы, изложение и подача материала на удовлетворительном уровне, взаимодействие с аудиторией, ответы на вопросы, соблюдение временного регламента, структура презентации не соответствует большинству требованиям, удовлетворительное качество исполнения презентации. | не владеет содержанием работы, изложение и подача материала на не удовлетворительном уровне, отсутствие взаимодействия с аудиторией, , структура презентации не соответствует требованиям, низкое качество исполнения презентации. |
Письменная работа (опорный конспект, отчет) | выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; работа содержит фото, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но имеются 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема письменной работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Глобальная оценка водных ресурсов: от нехватки воды к водной безопасности.
- Трансграничные воды, связанные с ними конфликты и сотрудничество
- Теоретические основы водной безопасности: понятие водной безопасности, основные факторы, влияющие на водную безопасность
- Водная безопасность на национальном уровне – ключевые параметры и количественная оценка
- Управление водными ресурсами и водная безопасность
- Водная безопасность водохозяйственного комплекса
- Основные задачи технической эксплуатации ВХК
- Эксплуатация водозаборных сооружений
- Эксплуатация систем подачи и распределения воды
- Эксплуатация насосных станций
- Эксплуатация водопроводных очистных сооружений
- Эксплуатация канализационных очистных сооружений
- Эксплуатация оросительных и осушительных систем
- Эксплуатация ГТС
Основная литература
- 1. Ценность воды. Всемирный доклад ООН 2021: https://unhabitat.org/sites/default/files/2021/07/375750rus.pdf
- 2.Переосмысление водного вопроса в Центральной Азии. Цена бездействия и преимущество водного сотрудничество, adelphi и РЭЦЦА, 2017 г: https://carececo.org/upload/Rethinking%20Water%20in%20Central%20Asia_Russian%20version.pdf
- 3. Прогресс в области трансграничного водного сотрудничества. Глобальный базисный уровень для показателя 6.5.2 ЦУР, 2018 https://www.unwater.org/sites/default/files/app/uploads/2019/10/Indicator-652_UNECE_RU.pdf
- 4. ЦУР 6 — водоснабжение и санитария для всех, Краткий обзор Доклада о прогрессе 2021 года: UN Water 2021: https://www.unwater.org/sites/default/files/app/uploads/2021/12/SDG-6-Summary-Progress-Update-2021_Version-July-2021_RU.pdf
- 5 Руководство по интегрированному управлению водными ресурсами в бассейнах, ГВП, МСБО, https://www.inbonews.org/IMG/pdf/handbook_iwrm_rus.pdf
- 6.Водная безопасность: в условиях неопределенности, ЮНЕСКО, 2019, https://ru.unesco.org/courier/2019-1/vodnayabezopasnost-v-usloviyah-neopredelennosti
- 7 Мобилизация для водной безопасности в мире, ГВП, стратегия 2020-2025, https://www.gwp.org/globalassets/global/about-gwp/strategic-documents/gwp_full_strategy_ru_web.pdf
- 8 Водная безопасность: Применение концепции на практике, ГВП, https://www.gwp.org/contentassets/1180bf6f64e04732ac00717c1c643581/tec-20-ru-web.pdf
- 9.Шевцов М.Н., Колпакова В.П., Еремеева Ю.Н.«Техническая эксплуатация систем водоснабжения, мелиорации и водоотведения» Усть-Каменогорск: ВКТУ, 2025. – 316 с. ISBN 978-601-208-773-4
- 10 Шевцов М.Н.,Колпакова В.П., Мамырбекова Г.К. Сумен қамтамасыз ету жүйесін техникалық пайдалану. ШҚМТУ, 2016.
- 11 Шевцов М.Н.,Колпакова В.П., Анапьянова С.Б. Суды бұру жүйесін техникалық пайдалану. ШҚМТУ, 2017.
Дополнительная литература
- 12. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/watercourses_lakes.shtml
- 13.НИЦ МКВК Информационный портал, http://www.cawater-info.net/
- 14. Конвенкция о праве несудоходных видов использования международных водотоков https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/watercrs.shtml
- 15. Конвенция по трансграничным водам: 30-летняя история влияния и достижений на местах, 2022, ECE_MP.WAT_69_RUS_web.pdf (unece.org)
- 16. Конвенция по трансграничным водам: 30-летняя история влияния и достижений на местах, 2022, ECE_MP.WAT_69_RUS_web.pdf (unece.org)
- 17. Трансграничное сотрудничество на международных реках: проблемы, опыт, уроки, прогнозы экспертов, Ю.Х. Рысбеков, НИЦ МКВК, 2009, http://www.cawater-info.net/library/rus/carewib/transbound_coop.pdf
- 18.Инд и Меконг – Арена международных водных конфликтов проблемы и перспективы урегулирования, О.А. Бояркина, Проблема водных ресурсов: Азия и Африка сегодня, № 4, 2016, https://www.elibrary.az/docs/jurnal/jrn2016_343.pdf
- 19. Интегрированное управление водными ресурсами, опыт и уроки Центральной Азии – навстречу четвертому Всемирному Водному Форуму, Духовный В.А., Соколов В.И., Ташкент, 2005, https://www.gwp.org/globalassets/global/gwp-cacena_files/ru/pdf/dukhovny_sokolov_r.pdf
- 20. СН РК 1.04-07-2001 «Организация и проведение планово-предупредительного ремонта водопроводно-канализационных сетей и сооружений»
- 21.СН РК 3.04-01-2023 Гидротехнические сооружения.