Гидрохимия

Еремеева Юлия Николаевна

Портфолио преподавателя

Описание: Знакомит студентов с правилами работы и техникой безопасности в химической лаборатории, лабораторной посудой и химическим оборудованием, основными приемами химического эксперимента, методикой отбора проб воды для проведения химического анализа. Вырабатывает практические навыки по определению ряда химических и физических показателей качества воды по стандартным методикам и с применением портативных приборов.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Химия

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • формирование научных знаний о химических свойствах природных вод, представлений о гидрохимических процессах и явлениях в водных объектах, выработка практических навыков проведения химического анализа воды и умения интерпретировать, анализировать и обобщать гидрохимическую информацию, решать прикладные задачи гидрохимии.
Задача
  • ознакомление с общими понятиями гидрохимии и общими гидрохимическими особенностями воды; - формирование знаний по гидрохимическому составу различных видов природных вод; - выработка практических навыков химического анализа вод
Результат обучения: знание и понимание
  • -Знание и понимание основных понятий гидрохимии, физических и химических свойств природных вод; знание по гидрохимическому составу различных видов природных вод; общие гидрохимические особенности природных вод, методики отбора про воды, выработка практических навыков химического анализа природных вод
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - умение выбирать методы и выполнять химический анализ природных вод.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность анализировать гидрохимическую информацию, делать выводы о качестве воды, уметь применять новейшие достижения в области химических наук для решения задач в водном хозяйстве.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способность эффективно решать задачи междисциплинарных проектов на основе последних достижений в области гидрохимии индивидуально, в качестве члена команды или руководителя.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Способность в условиях развития науки в водном секторе и изменяющей социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.
Методы преподавания

- обучение на основе опыта; -исследовательский метод

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа №1 0-100
Лабораторная работа №2
Лабораторная работа №3
Лабораторная работа №4
Лабораторная работа №5
СРО 1
СРО 2
СРО 3
РК1
2  рейтинг Лабораторная работа 6 0-100
Лабораторная работа 7
Лабораторная работа 8
Лабораторная работа 9
Лабораторная работа 10
СРО 4
СРО 5
СРО 6
РК2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам (оценка за лабораторную работу складывается из оценки за выполнение работы и оценки за защиту) обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. Во время защиты при ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин обучающийся выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Во время защиты при ответе на вопросы ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. работа выполнена не полностью, но объем выполненной еѐ части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки. Во время защиты при ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов. работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; Во время защиты при ответе на вопросы не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответо
Устный опрос обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процес-сов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Гидрохимия и ее значение
  • Лабораторная посуда для качественного и количественного анализа
  • Лабораторное оборудование для проведения анализов
  • Основные приемы химического эксперимента (фильтрование, взвешивание, нагревание)
  • Отбор проб воды
  • Типы отбираемых проб
  • Раствор
  • Способы выражения концентрации растворов (молярная, моляльная, титр, массовая доля, нормальная)
  • Водородный показатель рН
  • Химические реагенты
  • Анализ качественный и количественный
Основная литература
  • 1. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Химия» / сост. Ю. В. Беляева. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2016. – 284 с.
  • Химические и физико-химические методы анализа : сб. задач :[учеб. пособие] / [В. И. Кочеров и др. ; под общ. ред. С. Ю. Сараевой] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. —Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 208 с. ISBN 978-5-7996-1860-5
  • 3. Основы химического эксперимента и занимательные опыты по химии: учебное пособие для вузов и школ / Ю.В. Бахтиярова, Р.Р. Миннуллин, В.И. Галкин. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 144 с.
  • 4. Титриметрические методы анализа: Учебное пособие / Е.Н. Калюкова. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 108 с.
  • 5. Агеева Л.Д, Безрукова С.А. 239 Калибровка мерной посуды: методические указания / С.А. Безрукова Л.Д. Агеева. – Северск: Изд-во СТИ НИЯУ МИФИ, 2016. – 20с.
  • 6.Гидрохимические основы использования и охраны водных ресурсов : учебно-методическое пособие / сост. Е.Ю. Пасечник, О.Г. Савичев, К.И. Кузеванов ; Томский политехнический университет. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2021. – 194 с.
  • 7.Микова К. Д. Гидрохимия. Практические аспекты : учебно-методическое пособие / К. Д. Микова ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2022.
  • 8.Никаноров А.М. Фундаментальные и прикладные проблемы гидрохимии и гидроэкологии. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Из-во ЮФУ, 2015. 2. 8/ 8/
  • 9. Позднякова А. И. Практическое руководство по проведению гидрохимического анализа на лабораторных занятиях по курсу "Гидрохимия". Учебно-методическое пособие для ву, 2019-113с.зов, -СПб:РГГМУ
Дополнительная литература
  • 10. ПНД Ф 12.13.1-03. Техника безопасности при работе в аналитических лабораториях.М, 2003 11. ГОСТ 8.234.-2013 Меры вместимости стеклянные. Методика поверки: Стандартинформ, 2014 12. ГОСТ 1770-74 Посуда мерная лабораторная стеклянная Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия. М: Стандартинформ, 2006 13. ГОСТ 29227-91 Посуда лабораторная стеклянная. Пипетки градуированные. Часть1.Общие требования М: Стандартинформ, 2006 14. Ю. И. Ляхин, Ю. А, Чудйнова .Лабораторные работы по гидрохимии и охране окружающей среды, Ленинград, 1982 15. П.И. Воскресенский. Техника лабораторных работ. М:химия, 1973 16. http://www.chemport.ru/ Образовательный сайт. Химический портал. Содержит сведения о журналах, реактивах и оборудовании, софте, справочниках, тематических сайтах, факультетах и ВУЗах, центрах и институтах.