Гидрохимия
Описание: Знакомит студентов с правилами работы и техникой безопасности в химической лаборатории, лабораторной посудой и химическим оборудованием, основными приемами химического эксперимента, методикой отбора проб воды для проведения химического анализа. Вырабатывает практические навыки по определению ряда химических и физических показателей качества воды по стандартным методикам и с применением портативных приборов.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Химия
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | |
Лабораторные работы | 30 |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- формирование научных знаний о химических свойствах природных вод, представлений о гидрохимических процессах и явлениях в водных объектах, выработка практических навыков проведения химического анализа воды и умения интерпретировать, анализировать и обобщать гидрохимическую информацию, решать прикладные задачи гидрохимии.
Задача
- ознакомление с общими понятиями гидрохимии и общими гидрохимическими особенностями воды; - формирование знаний по гидрохимическому составу различных видов природных вод; - выработка практических навыков химического анализа вод
Результат обучения: знание и понимание
- -Знание и понимание основных понятий гидрохимии, физических и химических свойств природных вод; знание по гидрохимическому составу различных видов природных вод; общие гидрохимические особенности природных вод, методики отбора про воды, выработка практических навыков химического анализа природных вод
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - умение выбирать методы и выполнять химический анализ природных вод.
Результат обучения: формирование суждений
- Способность анализировать гидрохимическую информацию, делать выводы о качестве воды, уметь применять новейшие достижения в области химических наук для решения задач в водном хозяйстве.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Способность эффективно решать задачи междисциплинарных проектов на основе последних достижений в области гидрохимии индивидуально, в качестве члена команды или руководителя.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Способность в условиях развития науки в водном секторе и изменяющей социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.
Методы преподавания
- обучение на основе опыта; -исследовательский метод
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лабораторная работа №1 | 0-100 |
Лабораторная работа №2 | ||
Лабораторная работа №3 | ||
Лабораторная работа №4 | ||
Лабораторная работа №5 | ||
СРО 1 | ||
СРО 2 | ||
СРО 3 | ||
РК1 | ||
2 рейтинг | Лабораторная работа 6 | 0-100 |
Лабораторная работа 7 | ||
Лабораторная работа 8 | ||
Лабораторная работа 9 | ||
Лабораторная работа 10 | ||
СРО 4 | ||
СРО 5 | ||
СРО 6 | ||
РК2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам (оценка за лабораторную работу складывается из оценки за выполнение работы и оценки за защиту) | обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. Во время защиты при ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин | обучающийся выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Во время защиты при ответе на вопросы ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | работа выполнена не полностью, но объем выполненной еѐ части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки. Во время защиты при ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; Во время защиты при ответе на вопросы не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответо |
Устный опрос | обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем | обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем | обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процес-сов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Гидрохимия и ее значение
- Лабораторная посуда для качественного и количественного анализа
- Лабораторное оборудование для проведения анализов
- Основные приемы химического эксперимента (фильтрование, взвешивание, нагревание)
- Отбор проб воды
- Типы отбираемых проб
- Раствор
- Способы выражения концентрации растворов (молярная, моляльная, титр, массовая доля, нормальная)
- Водородный показатель рН
- Химические реагенты
- Анализ качественный и количественный
Основная литература
- 1. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Химия» / сост. Ю. В. Беляева. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2016. – 284 с.
- Химические и физико-химические методы анализа : сб. задач :[учеб. пособие] / [В. И. Кочеров и др. ; под общ. ред. С. Ю. Сараевой] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. —Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 208 с. ISBN 978-5-7996-1860-5
- 3. Основы химического эксперимента и занимательные опыты по химии: учебное пособие для вузов и школ / Ю.В. Бахтиярова, Р.Р. Миннуллин, В.И. Галкин. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 144 с.
- 4. Титриметрические методы анализа: Учебное пособие / Е.Н. Калюкова. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 108 с.
- 5. Агеева Л.Д, Безрукова С.А. 239 Калибровка мерной посуды: методические указания / С.А. Безрукова Л.Д. Агеева. – Северск: Изд-во СТИ НИЯУ МИФИ, 2016. – 20с.
- 6.Гидрохимические основы использования и охраны водных ресурсов : учебно-методическое пособие / сост. Е.Ю. Пасечник, О.Г. Савичев, К.И. Кузеванов ; Томский политехнический университет. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2021. – 194 с.
- 7.Микова К. Д. Гидрохимия. Практические аспекты : учебно-методическое пособие / К. Д. Микова ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2022.
- 8.Никаноров А.М. Фундаментальные и прикладные проблемы гидрохимии и гидроэкологии. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Из-во ЮФУ, 2015. 2. 8/ 8/
- 9. Позднякова А. И. Практическое руководство по проведению гидрохимического анализа на лабораторных занятиях по курсу "Гидрохимия". Учебно-методическое пособие для ву, 2019-113с.зов, -СПб:РГГМУ
Дополнительная литература
- 10. ПНД Ф 12.13.1-03. Техника безопасности при работе в аналитических лабораториях.М, 2003 11. ГОСТ 8.234.-2013 Меры вместимости стеклянные. Методика поверки: Стандартинформ, 2014 12. ГОСТ 1770-74 Посуда мерная лабораторная стеклянная Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия. М: Стандартинформ, 2006 13. ГОСТ 29227-91 Посуда лабораторная стеклянная. Пипетки градуированные. Часть1.Общие требования М: Стандартинформ, 2006 14. Ю. И. Ляхин, Ю. А, Чудйнова .Лабораторные работы по гидрохимии и охране окружающей среды, Ленинград, 1982 15. П.И. Воскресенский. Техника лабораторных работ. М:химия, 1973 16. http://www.chemport.ru/ Образовательный сайт. Химический портал. Содержит сведения о журналах, реактивах и оборудовании, софте, справочниках, тематических сайтах, факультетах и ВУЗах, центрах и институтах.