Основы технологии открытых горных работ

Абдрашева Замира Жомартовна

Портфолио преподавателя

Описание: Целью дисциплины является формирование у студентов базовых знаний о технологических процессах, используемых при разработке месторождений открытым способом. Дисциплина рассматривает основные этапы и методы открытых горных работ, включая бурение, взрывание, экскавацию, транспортировку и складирование полезных ископаемых. Студент овладевает основами проектирования и организации открытых горных работ с учетом технико-экономических и экологических требований.

Количество кредитов: 6

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Письменный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Дать студентам теоретические основы предмета, четкие представления о всей цепочке технологических процессов горного производства с открытым способом разработки месторождений полезных ископаемых и влиянии друг на друга в процессе развития горных работ и формировании пространства карьера, о роли открытых горных работ в горнодобывающей промышленности.
Задача
  • Изучить технологию производства, чтобы в условиях повышения глубин разработки месторождений полезных ископаемых, ухудшения качества всех видов минерального сырья суметь спроектировать карьер с такими параметрами, которые обеспечили бы наиболее полное извлечение разведанных запасов полезных ископаемых с наибольшей экономической эффективностью в данных горно-геологических условиях.
Результат обучения: знание и понимание
  • Цели и задачи методологических принципов и подходов к технологии разработки месторождений твердых полезных ископаемых открытым способом.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - читать горно-геологическую графику, составлять разрезы карьера в любой момент разработки месторождения; - решать технологические задачи; - определять рациональное направление развития горных работ;
Результат обучения: формирование суждений
  • Проектировать отвалы пустых пород и рудных складов; Выбирать комплексы технологического оборудования в зависимости от конкретных горно-геологических условий; Определять границы и производительность карьера.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • сбор, анализ и обобщение методологических принципов и подходов к решению технологических задач;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Способность интегрировать междисциплинарные подходы: рефлексии не только общих категорий, но и различных типов методологий.
Методы преподавания

1. Учебная работа проводится с использованием как традиционных технологий, так и современных интерактивных. Лекции проводятся в традиционной форме. Практические занятия позволяют преподавателю более индивидуально общаться со студентами и подходят для интерактивных методов обучения.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическая работа №1 0-100
Практическая работа №2
Практическая работа №3
Устный опрос
2  рейтинг Практическая работа №4 0-100
Практическая работа №5
Практическая работа №6
Устный опрос
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Общие сведения об открытых горных работах
  • Общие сведения о технологии добычи полезных ископаемых открытым способом
  • Методы определения конечных контуров и глубины карьера
  • Методы определения производительности карьера
  • Основы проектирования карьеров
  • Вскрытие и системы открытой разработки месторождений
  • Параметры и способы проведения траншей
  • Классификация способов вскрытия месторождений полезных ископаемых при транспортных системах разработки
  • Проведение траншей с использованием железнодорожного транспорта с нижней погрузкой
  • Рабочая зона карьера
  • Выемочно-погрузочные работы на карьерах
  • Отвалообразование
  • Отвалообразователи
  • Управление качеством продукции горного предприятия
  • Основы перспективного и текущего планирования открытых горных работ
Основная литература
  • 1 Ржевский В.В. Технология и комплексная механизация открытых горных работах.-М: Недра, 1990.-650 с. 2 Открытые горные работы. Методические указания к курсовому проектировании для студентов специальности 5В070700 – Горное дело.- Усть-Каменогорск: ВКТУ, 2014. - 25 с.3 Кумыков В.Х. Комплексная оптимизация систем и параметров открытой разработки сложноструктурных полиметаллических месторождений. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2004. – 304 с.4 Кумыков В.Х., Ипалаков Т.Т., Кумыкова Т.М. Принципы оптимизации направления развития горных работ в карьере. ISBN 978-601-208-044-5. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2009. – 122 с.5 Кумыков В.Х., Ипалаков Т.Т. Разработка ресурсосберегающей технологии открытой добычи многосортных руд комплексных месторождений. Этап за 2007 г. 6 Оптимизация развития рабочей зоны карьера с учетом достоверности запасов сырья по объему и качеству. Отчет о НИР по Программе Ф.0352-3. Окончательный, ВКГТУ, 2007 7. Кумыков В.Х., .Ипалаков Т.Т., Ананин А.И. Методические основы конструирования ресурсосберегающих и устойчивых профилей откосов бортов глубоких карьеров. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2010. – 145 с. 8. Вокин В.Н., Синьчковская Е.В., Синьчковский В.Н.Технология открытых горных работ. Учебное СФУ, Красноярск, 2007 г., 527 стр.пособие