Математические методы в геологии

Капжапарова Жанар Зейнелкабденовна

Портфолио преподавателя

Описание: Цель: Освоение методов математического анализа и моделирования для решения геологических задач. Описание дисциплины: Охватывает применение математических и статистических методов обработке геологических данных и моделировании природных данных. Результат: Студент умеет применять математические методы для интерпретации анализа и прогнозирования геологических явлений.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Математика 2

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Цель курса - познакомить студента с содержанием указанных задач и методикой их решения на базе современной вычислительной техники.
Задача
  • Задачей курса является научить обучающихся производить оценку полученных результатов геолого-разведочных работ; подсчет запасов, оценку качества полезного ископаемого, горнотехнических условий месторождения и т.п. с помощью математических методов.
Результат обучения: знание и понимание
  • Обладать базовыми знаниями и пониманиями в области математической статистики, основными принципами применения математических методов в геологии.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Обучающиеся должны обладать навыками: - решения типовых и индивидуальных геологических задач; - вычисления статистических характеристик; - работы с компьютерной графикой.
Результат обучения: формирование суждений
  • Выполнение статистических исследований, решение геологических задач на основе полученных знаний, самостоятельное математическое моделирование геологических объектов и явлений. использование новейших технологий в геологии
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Эффективно работать в качестве члена или руководителя коллектива, демонстрировать ответственность за результат работы. Владеть основными методами получения, переработки и хранения информации для решения профессиональных задач геологии.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Совершенствовать существующие и внедрять передовые методы ведения исследований и проведения геологоразведочных работ Быть мобильным и восприимчивым к совершенствованию техники и технологии, к использованию достижений научно-технического прогресса в области геологии
Методы преподавания

технологии проектного обучения - организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Технологии проблемного обучения - организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата.

Темы лекционных занятий
  • КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ГЕОЛОГИИ
  • ПОНЯТИЕ О ГЕОЛОГО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ
  • ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Основные определения и понятия
  • СТАТИСТИКА СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН Статистические оценки неизвестных параметров
  • ПОСТРОЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  • ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ГЕОЛОГИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ
  • КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ СВОЙСТВАМИ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
  • МНОГОМЕРНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ СВОЙСТВ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
  • СЛУЧАЙНЫЕ ФУНКЦИИ Основные характеристики случайных функций
Основная литература
  • 1.Бахтин, А. И. Статистические методы в геологии : учебное пособие / А. И. Бахтин, Е. М. Нуриева. - Казань : Казанский федеральный университет, 2013. 2. Ядзинская М.Р. Математические методы в геологии. - Перьм, 2022 г.- 902 с.
Дополнительная литература