Поиски и разведка МПИ

Матайбаева Индира Едылевна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Курс лекций состоит из двух разделов по изучаемой дисциплине. Первый раздел «Поиски месторождений полезных ископаемых» - это процесс прогнозирования, выявления и предварительной оценки месторождений полезных ископаемых, заслуживающих постановки разведочных работ. Второй раздел «Разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых», представляет собой комплекс его исследований.

贷款数: 8

Пререквизиты:

  • Общая и историческая геология

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 45
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 45
*sro(zh-CN)* 120
курсовой проект
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Цель изучения дисциплины: Цель изучения дисциплины дать студентам теоретические и практические основы предмета, ознакомление и изучение с методами поисков и разведки месторождений полезных ископаемым, их геолого-экономическая оценка и подсчет запасов.
Задача
  • Задачи изучения дисциплины: Роль курса научить студентов основным методам прогнозирования, поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, умению использовать их в различных геологических обстановках на тех или иных стадиях геологоразведочного процесса. Изучение дисциплины дает возможность студенту овладеть методологическими основами проведения разведочных работ, научными основами комплексирования геологических и геофизических методов при разведке месторождений, методам опробования и аналитических работ, принципы геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых и основами геологического обслуживания горнорудных предприятий на эксплуатируемых месторождениях.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знания, полученные при изучении дисциплины помогут молодым специалистам при поисково-оценочных исследованиях месторождений полезных ископаемых на практике и в будущем работая на производстве.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Студенты могут оконтуривать залежи полезных ископаемых, определять прогнозные ресурсы (и запасы) полезных ископаемых, проводить геолого-экономическую оценку изучаемого объекта и оценивать эффективность поисковых и разведочных работ.
Результат обучения: формирование суждений
  • Развить коммуникативные способности, необходимые для работы в команде.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Компетенция изучения дисциплины позволяет приобрести навыки проектирования, организации и ведения геологоразведочных работ на месторождения полезных ископаемых, проведения геологической документации, прослеживания и оконтуривания тел полезных ископаемых современными техническими средствами, опробования полезных ископаемых в недрах и в добытой горной массе, оценки запасов полезных ископаемых в недрах
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки. Студент должен уметь выявить основные геологические предпосылки прогнозирования, составлять проект и грамотно проводить геолого-поисковые и разведочные работы. Комплексно изучать перспективные площади, структуры и участки, составлять геологические, шлиховые, геохимические и прогнозно-металлогенические карты, прослеживать и оконтуривать залежи полезных ископаемых, определять прогнозные ресурсы (и запасы) полезных ископаемых, проводить геолого-экономическую оценку изучаемого объекта и оценивать эффективность поисковых и разведочных работ. Оценивать возможное рациональное использование минеральных ресурсов; разработать важнейшие мероприятия по охране недр при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых.
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - Основные образовательные технологии — это теоретические основы и методы подсчета запасов месторождений полезных ископаемых. связанные с компьютерными методами оценки месторождений, термины и определения в области классификации; правила и порядок проведения классификации запасов. Необходимо грамотно подготовить базу геологоразведочных данных и исходные данные для подсчета запасов; работать в пакете MICROMINE: импортировать исходные данные, проводить проверку данных, загружать данные в трехмерную среду VizEx, оконтуривать геологические объекты, строить каркасную модель, создавать блочную модель, подсчитывать запасы разными методами.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Защита практических работ 0-100
Защита практических работ
Практическая работа
Практическая работа
Самостоятельная работа
2  *Rating(zh-CN)* Самостоятельная работа 0-100
Рубежное тестирование
Рубежное тестирование
*TotalControl(zh-CN)* экзамен, курсовой проект 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Тема 1. Модуль 1 Общие сведения. Значение минерального сырья в народном хозяйстве. История представлений о прогнозировании и поисках месторождений полезных ископаемых. Цели, задачи и содержание дисциплины, задачи геологической службы в развитии минерально – сырьевой базы Республики Казахстан.
  • Тема 2. Геологические основы прогноза и поисков месторождений полезных ископаемых. Общие признаки прогноза полезных ископаемых. Геологическое и математическое направление в прогнозировании полезных ископаемых. Цели и задачи прогноза на различных стадиях геологоразведочных работ. Поисковые предпосылки рудоносности.
  • Тема 3. Поисковые признаки: прямые (выходы полезных ископаемых на поверхность, ореолы и потоки рассеяния и др.) и косвенные (зоны вторичных изменений пород, геофизические аномалии, минералы и элементы индикаторы оруденения и др.).
  • Тема 4. Прогнозные карты и методы их составления. Содержание и методика составления региональных прогнозно-металлогенических карт. Основы крупномасштабного прогнозирования. Особенности прогноза, скрытого оруденения.
  • Тема 5. Применение ЭВМ для прогнозно - металлогенических исследований. Методы количественной оценки перспектив и подсчета прогнозных ресурсов. Геолого-экономическое обоснование о прогнозируемых объектах и очередности дальнейших работ по реализации прогнозных ресурсов
  • Тема 6. Методика поисков месторождений полезных ископаемых. Общие признаки методики поисков полезных ископаемых. Объекты и масштабы поисковых работ. Требования к кондиционности геологических карт. Составление карт районирования территорий по природным условиям поисков
  • Тема 7. Комплексирование методов поисков. Выбор оптимального комплекса и соотношение горных и буровых работ. Методика поисковых работ на различных стадиях геологоразведочного процесса. Поиски месторождений, не выходящих на поверхность.
  • Тема 8. Методы оценки состава первичных руд на основании изучения продуктов их окисления. Поведение различных видов полезных ископаемых в зоне окисления. Методы оценки уровня эрозионного среза рудоносных структур.
  • Тема 9. Модуль 2. Тема 1. Общие сведения. Цели, задачи и содержание дисциплины. Оконтуривание месторождений для подсчета запасов полезного ископаемого
  • Тема 10. Геолого-экономические критерии оконтуривания запасов. Способы построения контуров тел полезных ископаемых, измерение площади на планах и разрезах.
  • Тема 11. Определение мощности тела полезного ископаемого. Определение объемного веса и влажности минерального сырья.
  • Тема 12. Подсчет запасов полезных ископаемых. Определение исходных данных к подсчету запасов. Определение мощности тела полезного ископаемого, определение объемного веса и влажности минерального сырья.
  • Тема 13. Метод среднего арифметического, геологических блоков, изогипс, изолиний и др., а также современные геоинформационные технологии при подсчете запасов.
  • Тема 14. Точность подсчета запасов. Оценка точности подсчета запасов. Формы учета их движения. Применение методов подсчета запасов в зависимости от системы разведок. Управление качеством руд
  • Тема 15. Геолого-промышленная оценка месторождений. Геолого-экономические и технологические критерии оценки. Факторы и методы оценки месторождений полезных ископаемых. Методы и показатели оценки месторождений.
Основная литература
  • 1. Рудник, А.В. Геологоразведочные работы на месторождениях полезных ископаемых: современное состояние и перспективы развития. Монография. Москва: Недра, 2020. 320 с. 2. Петров, И.С. Методика геологоразведочных исследований и анализа геологических структур. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Горный университет, 2018. 256 с. 3. Сидоров, В.А. Современные методы геофизической разведки месторождений. Монография. Москва: Издательство МГУ, 2017. 295 с. 4. Жуков, М.В. Технологии дистанционного зондирования для поиска месторождений полезных ископаемых. Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2019. 198 с. 5. Калинин, А.И. Геохимические методы разведки и оценки месторождений полезных ископаемых. Монография. Новосибирск: СО РАН, 2021. 350 с.
Дополнительная литература
  • 6. Фролов, Е.Н. Инновации в бурении и разведке нефтяных и газовых месторождений. Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2022. 410 с. 7. Тарасов, П.К. Комплексная оценка минеральных ресурсов и перспективы их разработки. Монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2023. 278 с.