Геология и минеральные ресурсы Казахстана

Зимановская Наталья Александровна

Портфолио преподавателя

Описание: Цель: Изучение геологического строения и закономерностей размещения минеральных ресурсов на территории Казахстана. Описание: Дисциплина рассматривает тектонику, стратиграфию, геологическое развитие Казахстана и распределение его полезных ископаемых. Результат: Студент владеет знаниями о геологической структуре Казахстана и основных месторождениях минеральных ресурсов.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Общая и историческая геология

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Овладение знанием основных генетических типов месторождений, условий их образования, закономерностей размещения, особенностями геологического строения и основными типами полезных ископаемых Казахстана.
Задача
  • приобретение теоретических и практических знаний, соответствующих требованиям современной горной промышленности Казахстана.
  • владеть основными принципами металлогении территории Казахстана в целом и отдельных систем.
Результат обучения: знание и понимание
  • Геологические условия образования месторождений Казахстана Знание основных типов руд и их минеральный состав.
  • Длительность формирования, источники рудного вещества и методы изучения месторождений РК.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять знания о расположении основных промышленных типов месторождений развитых на территории Казахстана. Отвечать на вопрос: в результате каких процессов происходит накопление рудного вещества различных типов месторождений Казахстана.
Результат обучения: формирование суждений
  • Самостоятельно организовывать и проводить исследования на выделенных геологических объектах. Иметь представления о современных проблемах недропользования.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь эффективно работать в команде для выполнения поставленных геологических задач.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Совершенствовать существующие и внедрять новые методы в исследовании минерального состава руд (электронная микроскопия), картировании (ГИС) месторождений полезных ископаемых.
Методы преподавания

В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии интерактивного обучения.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Задание 1 0-100
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
конспект лекций
РК 1
2  рейтинг Задание 6 0-100
Задание 7
Задание 8
Задание 9
конспект лекций
Реферат (презентация)
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на практических (семинарских) занятиях если студент владеет понятийным аппаратом, демонстрирует глубину и полное овладение содержанием учебного материала, в котором легко ориентируется выставляется студенту, за умение грамотно излагать материал, но при этом содержание и форма ответа могут иметь отдельные неточности если студент обнаруживает знания и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновывать свои суждения если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • История и основные этапы геолого-геофизических исследований территории Казахстана
  • Рельеф и основные черты гидрографии Казахстана
  • Основные тектонические структуры Земли
  • Основные структурные элементы земной коры Казахстана
  • Тектоническое районирование территории Казахстана
  • Прикаспийская синеклиза Восточноевропейской платформы
  • Урало-Монгольский складчатый пояс: Каледонские складчатые системы
  • Урало-Монгольский складчатый пояс: Герцинские складчатые системы
  • Эпигерцинская платформа на территории Казахстана
  • Минеральные ресурсы Казахстана
  • Горючие полезные ископаемые Казахстана
  • Металлические полезные ископаемые Казахстана: черные и цветные металлы
  • Металлические полезные ископаемые Казахстана :редкие, благородные и радиоактивные металлы
  • Неметаллические полезные ископаемые: горно-химическое, горнотехническое и стекольно-керамическое сырье
  • Неметаллические полезные ископаемые: драгоценные, поделочные и технические камни, строительные материалы
Основная литература
  • Байбатша, А. Б. Геология месторождений полезных ископаемых : Учебник / А. Б. Байбатша. - Алматы : КазНТУ, 2008. - 368 с. - Библиогр.: с. 318. - Б. ц. Минералогический музей (коллекции, музейные витрины) Учебные коллекции минералов в аудитории (кабинет минералогии и петрографии)
  • Jian Zhao, Jianchun Li/ Rock Dynamics And Applications State of the Art. 2013.- 620p
  • Старостин В.И., Игнатов П.А. Геология полезных ископаемых: Учебник для высшей школы.-М: Академический проект, 2004.с.512
  • Абдулин А.А., Нурлыбаев А.Н.Магматические и метаморфические формации Казахстана. Наука, Алма-Ата, 2013 г., 208 стр.
  • Дьячков Б.А. Зимановская Н.А. О геологической позиции и возрасте золоторудных месторождений Восточного Казахстана // Известия НАН РК. Серия геологии и технических наук. №5. 2013.с. 21-33.
  • Сапаргалиев Е.М., Дьячков Б.А., Полянский Н.В., Ганженко Г.Д., Беспаев Х.А. Рудноалтайский металлогенический пояс – перспективы развития минерально-сырьевой базы и направление геологоразведочных работ / Некоторые рудные провинции Казахстана (Доклады на семинаре-совещание). - Алматы, 2013.с. 5-16.
  • Минеральные ресурсы Республики Казахстан: Объяснительная записка. Алматы, 1996
  • Абишев В.М., Аубекеров Б.Ж., Беспаев X.А., и др. Россыпи золота Казахстана. Справочник.Алматы, 1999 г., 228 стр.
  • Техногенное минеральное сырье рудных месторождений Казахстана : справочник / Х.А.Беспаев, С.К.Каюпов, Ю.С.Парилов и др; Ред. А.А.Абдулин, Ред. Х.А.Беспаев, Ред. Э.С.Воцалевский. - Алматы : [б. и.], 2000. - 122 c.
  • Абдулин А.А., Каюпов А.К. Металлогения Казахстана. Рудные формации. Месторождения руд железа и марганцаНаука, Алма-Ата, 1982 г., 208 стр., УДК: 553.31'32.078 (574)
Дополнительная литература
  • Мирошникова, Л. К. Горнопромышленная геология месторождений полезных ископаемых : учебное пособие / Л. К. Мирошникова, В. И. Склянов. — Москва, Вологда : Инфра-Инженерия, 2022. — 184 c. — ISBN 978-5-9729-0911-7.
  • Большой Алтай: (геология и металлогения). Кн.1. Геологическое строение. Алматы: Ғылым, 1998.-304 с.
  • Сапаргалиев Е.М., Дьячков Б.А., Полянский Н.В., Ганженко Г.Д., Беспаев Х.А. Рудноалтайский металлогенический пояс – перспективы развития минерально-сырьевой базы и направление геологоразведочных работ / Некоторые рудные провинции Казахстана (Доклады на семинаре-совещание). - Алматы, 2013.с. 5-16.
  • Крупные месторождения Казахстана [Текст] : научное издание. - Астана : [б. и.], 2003. - 134 c
  • Горжевский, Д. И. Типы полиметалических месторождений Рудного Алтая, их происхождение и методы поисков. / Д.И. Горжевский, В.В. Чекваидзе, И.З. Исакович. - М. : [б. и.], 1977. - 197 с.
  • Соляник В.П., Дьячков Б.А., Короваева Г.С. и др. Рудоносность Саурского района: Структурное положение, факторы рудолокализации и критерии поисков (Восточный Казахстан) // Геология и охрана недр. №3. 2013.с. 13-25.