Высшая геодезия

Апшикур Байтак

Портфолио преподавателя

Описание: Изучение методов создания системы опорных точек на земной поверхности, взаимное положение которых определено в принятой системе координат с точностью, необходимой и достаточной для решения научных и практических задач; изучение формы, размеров Земли и её внешнего гравитационного поля теоретически обоснованными методами математической обработки результатов астрономических, геодезических, гравиметрических и спутниковых измерений.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Геодезия

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Приобретение теоретических и практических знаний по основным классическим разделам высшей геодезии, для решения различных задач, соответствующих профилю подготовки студента.
Задача
  • - выполнять геодезические работы, связанные с определением формы и размеров Земли; - составлять программу по построению триангуляции и полигонометрии; - производить наблюдения на пунктах триангуляции и полигонометрии, выполнять нивелирования 4 класса; - производить упрощенные уравнивания геодезических сетей; - производить оценку точности результатов геодезических измерений.
Результат обучения: знание и понимание
  • теории и методов решения основных научных задач высшей геодезии.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Способность применять знания высшей геодезии при производстве геодезических наблюдений различных объектов с целью проведения мониторинга.
Результат обучения: формирование суждений
  • Выполнение проектно-конструкторской работы, самостоятельное проектирование, организация и проведение горно-геологических исследований.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Эффективно работать в качестве члена или руководителя коллектива, демонстрировать ответственность за результат работы и владеть основными методами получения, переработки и хранения информации для решения профессиональных задач горного дела.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Совершенствовать существующие и внедрять передовые методы ведения исследований, мобильность и восприимчивость к совершенствованию техники и технологии, использование достижений научно-технического прогресса в области горного дела.
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);

решение учебных задач.

Темы лекционных занятий
  • Основные определения и задачи сфероидической геодезии
  • Системы координат высшей геодезии и связь между ними
  • Геометрия земного эллипсоида
  • Система дифференциальных уравнений геодезической линии
  • Способы решения сфероидических треугольников (теорема Лежандра, способ аддитаментов)
  • Решение главной геодезической задачи на поверхности эллипсоида
  • Задачи, решаемые в теоретической геодезии
  • Уклонения отвесных линий
  • Системы геопотенциальных высот
  • Сущность редукционной проблемы и пути её решения
  • Методы градусных измерений
  • Уравнивание государственных геодезических сетей
  • Референцные системы координат СК-42 и СК-95
  • Общеземные системы координат ПЗ-90 и WGS-84
  • Параметры связи систем координат
Основная литература
  • Елагин А.В. Теория фигуры Земли. – Новосибирск: СГГА, 2012. – 174 с.
  • Афонин К.Ф.Высшая геодезия. Системы координат и преобразования между ними. – Новосибирск: СГГА, 2011. – 66 с.
  • Основные положения о государственной геодезической сети. - М.: ЦНИИГАиК, 2004
  • Инструкция по нивелированию I, II, III и IV классов. - М.: ЦНИИГАиК, 2003.
  • Яковлев Н.В. Практикум по высшей геодезии (вычислительные работы). - М.: Альянс, 2007. - 368 с.
Дополнительная литература
  • Инженерная геодезия: Учебник для вузов / Е.Б. Клюшин, М.И. Киселев, Д.Ш. Михелев, В.Д. Фельдман; Под ред. Д.Ш. Михелева. 4-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 480 б.
  • Инженерная геодезия. Решение инженерных задач на планах и картах: Учеб. пособие / Н.Д. Беляев, Ф.Н. Духовской, Н.Н. Загрядская, Е.Б. Михаленко. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. 66 б.
  • Инженерная геодезия. Расчетно-графические задания: Учеб. пособие / В.Н. Гусев, В.С. Ермаков, Е.Б. Михаленко. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. 80 б.
  • Телеганов Н.А., Елагин А.В. Высшая геодезия и основы координатно-временных систем: Учебное пособие. – Новосибирск: СГГА, 2004 – 238 с. Доступ: http://lib.ssga.ru/fulltext/UMK/120101/5%20семестр/Высшая%20геодезия/120101%20Метод.пособие%20Высшая%20геодезия%202004.pdf