Общая геология и геоморфология
Описание: Курс содержит следующие основные разделы: первый раздел дисциплины «Общая геология» даёт представление о Земле, как “природном космическом теле”, изучает её состав и строении земной коры; процессах внешней и внутренней динамики Земли. Даёт общие представления о минералах и горных породах, геологических процессах. Изучает историю развития Земли, зарождения и эволюции органического мира, основные закономерности развития. Второй раздел – «Геоморфология» изучает рельеф, то есть совокупность неровностей земной поверхности, разных по форме, размерам, происхождению, возрасту и истории развития, учит читать и составлять геоморфологические карты.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- География. Школьный курс
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Познакомить студентов с основными этапами развития Земли, историей формирования основных структур земной коры, горных пород, историей зарождения жизни, основами систематики ископаемых организмов, показать связь организмов со средой обитания, обучить методам восстановления физико-географических условий земной поверхности минувших эпох, установить закономерности размещения отдельных комплексов пород и связанных с ними полезных ископаемых. А также подготовка квалифицированных специалистов, обладающих (помимо прочего) теоретическими и практическими знаниями в области геоморфологии и четвертичной геологии.
Задача
- Создание базы общих геологических знаний и понятий для последующего изучения геологических дисциплин. Изучить теоретические вопросы по формам и элементам рельефа, детально ознакомиться с ныне существующими достижениями в области геоморфологии и четвертичной геологии, освоить методы составления и построения геоморфологические карты и карты четвертичных отложений, разрезов.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание основных породообразующих минералов и горных пород, эндогенных и экзогенных процессов. Знание истории развития Земли и возникновения жизни. Знание и понимание материала о строении, происхождении, истории развития и современной динамике рельефа земной поверхности.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение определять минералы и горные породы визуальными методами, читать геологические, геоморфологические карты и разрезы.
Результат обучения: формирование суждений
- Уметь читать геологическую информацию (карты, разрезы, описания) и делать выводы о истории геологического развития территории. Уметь читать и анализировать геоморфологические карты, уметь составлять, строить геоморфологические карты и карты четвертичных отложений, разрезы, владеть знаниями и пониманиями геоморфологического анализа при изучении вопросов геотектонического и металлогенического районирования конкретных территорий и рудоносных структур, перспективных на различные виды полезных ископаемых.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Иметь навыки работы в команде и индивидуально при выполнении лабораторных работ и практики.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- За время обучения студенты приобретают определенные теоретические и практические навыки, проявляют способности к учебе, что подтверждается проверкой их знаний аттестационными комиссиями различных уровней.
Методы преподавания
- Интерактивные лекции (управляемая дискуссия, демонстрация слайдов, Презентации фильмов из YouTube и других социальных сетей ); - Разработка групповых проектов с защитой результатов по результатам; - Изучение коллекций горных пород и минералов в аудитории, в геологическом музее, в Интернете и др;
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лекции | 0-100 |
Практические задания | ||
СРС | ||
Рубежный контроль | ||
2 рейтинг | Лекции | 0-100 |
Практические задания | ||
СРС | ||
Рубежный контроль | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Предмет геологии
- Возраст земной коры, основные гипотезы ее формирования
- Геологическая деятельность текучих вод
- Эндогенные геологические процессы
- Магматизм и вулканизм
- Тектоносфера и ее строение
- Основные закономерности развития земной коры и земной поверхности
- Понятие о формах и элементах форм рельефа
- Континенты и океаны
- Мегарельеф материков
- Строение земной коры и планетарные формы рельефа
- Вулканизм и четвертичные образования
- Рельеф речных долин
- Принципы построения единой аналитической легенды геоморфологических карт
- Рекомендации по проведению геоморфологической съёмки
Основная литература
- 1. Кныш С.К. Общая геология : учебное пособие / Кныш С.К.. — Томск : Томский политехнический университет, 2015. — 206 c. — ISBN 978-5-4387-0549-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART. 2.Сазонов И.Г. Геоморфология и четвертичная геология : лабораторный практикум / Сазонов И.Г., Гнедковская Т.В., Астапова Д.А.. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 92 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART. 3.Серпухов В.Н., Билибина Т.В., Шалимов А.Н. Курс общей геологии Л.: Недра. 2009. 4. Геоморфология 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата 5. Звонкова Т.В. Прикладная геоморфология. - Рипол Классик, 2013.-280 с. 6. Кусaинов С. Четвертичнaя геология (основы и методы исследовaния), Litres
Дополнительная литература
- 7. Курс лекций. Геоморфология и четвертичная геология [Электронный ресурс] – URL: http://www.geo-logya.ru/index.php?action=list_category&id=368 8. Макарова Н.В., Суханова Т.В. Геоморфология. Учебное пособие. — М.: КДУ, 2009. — 414 9. Кизельвальтер Д.С., Раскатов Г.Н., Рыжова А.А. Геоморфология и четвертичная геология (Геоморфология и генетические типы отложений). М.: Недра, 1981. 10. Геоморфология. Академия наук СССР., 2006 11. «Геоморфология и геология антропогена». Астана, изд. «Фолиант», 2007; 12. Симонов Ю.Г. Геоморфология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 427 с.