Основы электробезопасности
Beschreibung: Дисциплина изучает правила и методы защиты персонала и оборудования от электрических опасностей на производстве. Изучаются вопросы предотвращения аварий, соблюдение нормативных требований и правильной эксплуатации электрических систем. В результате изучения формируются навыки безопасного ведения работ с электрическими установками в промышленной среде.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Пожарная безопасность
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 30 |
Praktische Arbeiten | 15 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | письменный экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Расширение и углубление знаний в области охраны труда и электробезопасности при эксплуатации промышленных электроустановок.
Задача
- Изучение устройства электроустановок и электрооборудования, основных положений охраны труда в промышленном производстве при применении электроустановок, влияния электрического тока на человека;формирование умений и навыков обеспечивать безопасную деятельность человека в промышленном производстве. Предметом изучения дисциплины являются следующие объекты:производство и передача электрической энергии;основные типыпромышленных электроустановок;безопасность производственной деятельности;действие электрического тока на организм человека;опасные и вредные факторы;меры защиты от опасных и вредных факторов;влияние энергетики на биосферу
Результат обучения: знание и понимание
- Теоретические основы технических и организационных мероприятий электробезопасности , направленных на снижение или исключение воздействия опасных факторов электрооборудования; Практическое применение технических средств от воздействия или проявления электоисточника.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Проведение оценки уровня электробезопасности используемых средств, приспособлений для работающих на производственном оборудовании; - Практика выявления причин электотравмирования и прогнозирования уровня безопасности при эксплуатации производственного оборудования; - выбор режимов и функциональных защитных систем и устройств производственного оборудования; -разрабатывать технические решений и мероприятия для обеспечения электробезопасности производственных процессов
Результат обучения: формирование суждений
- Выполнение нормативно-технической и нормативно-экологической документации, касающейся электробезопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды -Иметь представление о проблемах электротравмирования, - рациональные методы электробезопасности
Результат обучения: коммуникативные способности
- Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность в необходимом объеме профессиональных компитенций; - участвовать в разработке и реализации методов и программ в области электробезопасности проиэводственной среды, предотвращения аварийной или чрезвычайных ситуаций
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Совершенствовать знания в методике разработки и проектирования схем, приборов, - аппаратов и систем, используемых для электробезопасности и защите производственной среды; -восприимчивость к обучению по совершенствованию знаний в области передовых научных методов познания и пользоваться ими на уровне необходимом для оперативного решения проблем электробезопасности производственной среды
Lehrmethoden
Технология контекстного обучения – обучение в контексте профессии (реализуется в учебных заданиях, учитывающих специфику направления и профиля подготовки). Технология интерактивного обучения (реализуется в форме учебных заданий, предполагающих взаимодействие обучающихся, использование активных форм обратной связи). Технология электронного обучения (реализуется при помощи электронной образовательной среды ВКГТУ при использовании ресурсов электронно-библиотечной системы, при проведении автоматизированного тестирования).
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Собеседование по контроль-ным вопросам | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет тер-минологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явле-ний и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми приме-рами, умеет применить знания в новойситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требова-ния к оценке «5», но допущены 2-3 недо-чета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна-ний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисци-плин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре-пятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными зна-ниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав-ленных вопросов. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Тема 1. Введение. Опасность поражения электрическим током. Воздействие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на поражение электрическим током. Виды поражения электрическим током – электрические травмы, электрический удар. Пути тока в теле человека. Схемы прикосновения
- Тема 2. Природа растекания тока замыкания на землю. Понятие напряжения шага
- Тема 3. Классификация электроустановок. По технологической среде, по опасности поражения электрическим током, по токам замыкания на землю. Область применения, характеристика электроустановок
- Тема 4. Опасность сетей с глухозаземленной нейтралью. Опасность прикосновения в нормальном режиме и режиме короткого замыкания (КЗ)
- Тема 5. Меры защиты при прикосновениях. Меры при прямых и косвенных прикосновениях. Заземление, устройство заземляющего устройства Выбор параметров заземления.
- Тема 6. Заземляющие устройства сетях с эффективно заземленной нейтралью напряжением выше 1 кВ. Нормирование параметров при устройстве заземления. Сложный заземлитель.
- Тема 7. Зануление. Защитное отключение. Назначение и исполнение защитного отключения, защитные отключающие устройства.
- Тема 8. Перенапряжения в электроустановках. Защита от перенапряжений
- Тема 9. Комплекс средств молниезащиты. Внешние молниезащитные системы. Выбор молниеотводов. Классификация зон по МЭК
- Тема 10.Перенапряжения в электр о - установках
- Тема 11. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
- Тема 12. Работы по наряду и распоряжению. Лица ответственные за безопасное ведение работ в электроустановках
- Тема 13. Защитные средства в электроустановках. Основные и дополнительные электрозащитные средства выше 1 кВ. Сроки испытаний ЭЗС.
- Тема 14. Защитные средства в электроустановках. Основные и дополнительные электрозащитные средства до 1 кВ. Сроки испытаний ЭЗС.
- Тема 15. Реанимация, способы оживления. Оказание помощи при поражении эл. током
Основная литература
- 1."Правила технической эксплуатации электроустановок потребителе (ПТБ)" Утверждена Приказом Минэнергетики РК №222 от 19 марта 2015г. 2. Ж.Аманжолов: Охрана труда и техника безопасности. Учебное пособие. Астана.-2011,440с. 3. "Электрооборудование электрических станций и сетей"согласовано Министерство индустрии РК от 12.12.2013№09-/6-44188 4. Наряд-допуск при эксплуатации электроустановок. Приложение №4 к ПТБ при эксплуатации элетроустановок МинЭенргетики,2017.09.03