Теория вероятностей

Крыкпаева Аклима Абеновна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Изучаются разделы: случайные события; случайные величины и законы их распределения. Знания этих разделов позволяют строить стохастические математические модели, являющиеся наиболее точным отражением реальных технических и технологических процессов. Эти знания служат, также, основой отраслевых статистик.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Математика. Школьный курс

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • изучение вероятностных закономерностей массовых однородных случайных событий, изложение основных понятий и методов курса теории веротностей, являющихся основной базой для освоения дисциплин, использующих математические модели, формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков применения математических методов при постановке и решении прикладных задач
Задача
  • Изучение основных понятий дисциплины» теория вероятностей " и ее применение в различных областях; Овладение основными законами, теориями дисциплины " теория вероятностей» методами решения с использованием конкретных задач; Умение применять полученные методы по дисциплине " Теория вероятностей» ; развитие математической интуиции; воспитание математической культуры; формирование научного мировоззрения и логического мышления.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать формулы и свойства, теоремы, основные определения по данной дисциплине
  • 5. информированность в широком междисциплинарном контексте инженерии.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • 1. Знания, полученные при изучении дисциплины применяют при решении прикладных задач в области профилирующих дисциплин, в статистических обработках данных математических моделей различных задач.
Результат обучения: формирование суждений
  • 1. Анализирует эффективность полученной модели, применяя математические методы и имеет представление о математических моделях и методах решения прикладных задач из различных областей естествознания.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • 1. Быть способным при решении прикладных задач в команде методами статистической обработки, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • 1. Способствовать корректно представлять знания в математической форме с использованием элементов теории вероятностей и математической статистики.
*TeachingMethods(zh-CN)*

1. Информационно – коммуникационная технология; Технология развития критического мышления; Проектная технология; Технология интегрированного обучения; Технологии уровневой дифференциации; Групповые технологии; Традиционные технологии(лекционное, практическое занятия)

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Математический диктант 0-100
Самостоятельная работа
Контрольная работа
2  *Rating(zh-CN)* Математический диктант 0-100
Самостоятельная работа
Контрольная работа
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Математический диктант (коллоквиум) демонстрирует системные теоретические знания демонстрирует прочные теоретические знания, но делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы
ИДЗ (индивидуальное домашнее задние) или письменная работа/экзамена При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Предмет теории вероятностей. Пространство элементарных событий.
  • Случайные события, операции над событиями. Элементы комбинаторики
  • Различные определения вероятности. Классическое определение вероятности. Геометрические вероятности.
  • Теоремы сложения и умножения вероятностей. Условные вероятности. Независимость событий.
  • Обобщения теорем сложения и умножения вероятностей.
  • Теорема о полной вероятности. Формулы Байеса.
  • Последовательность независимых испытаний, схема Бернулли. Формула Бернулли.
  • Предельные теоремы Муавра-Лапласа. Формула Пуассона.
  • Случайные величины. Дискретные и непрерывные случайные величины. Числовые характеристики дискретных случайных величин и их свойства.
  • Функция распределения случайной величины и ее свойства. Плотность распределения непрерывных случайных величин.
  • Числовые характеристики непрерывных случайных величин и их свойства.
  • Основные законы распределения случайных величин: биномиальное, гипергеометрическое, геометрическое.
  • Основные законы распределения случайных величин: пуассоновское, равномерное.
  • Основные законы распределения случайных величин: нормальное, показательное.
  • Закон больших чисел. Предельные теоремы.
Основная литература
  • Письменный Д.Т. Конспект лекций по теории вероятностей , математической статистике и случайным процессам. изд-во "Айрис -пресс", 2023г;
  • Севастьянов Б.А. Курс теории вероятностей и математической статистики- изд-во Ленанд МГУ,2023г;
  • Гмурман В.Е. Введение в теорию вероятностей и математическую статистику. – М.: Высшая школа, 2018.
  • Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. – М.: Высшая школа, 2019.
  • Вентцель Е.С. Теория вероятностей. – М.: Физматгиз, 2020.
Дополнительная литература
  • Кибзун А.И. и др. Теория вероятностей и математическая статистика. Базовый курс с примерами и задачами. – М.: Физматлит, 2013.
  • Данко И.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2-х частях. Ч.2. – М.: Мир и образование, 2015
  • Кибзун А.И. и др. Теория вероятностей и математическая статистика. Базовый курс с примерами и задачами. – М.: Физматлит, 2014.
  • Рябушко А.П., Бархатов В.В. и др. Индивидуальные задания по высшей математике. – Минск: Высшая школа, 2019. – Т. 4.
  • Тыныбекова С.Д., Рахметуллина Ж.Т., Конырханова А.А.Теория вероятностей и математическая статистика в вопросах и задачах. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2011.