Введение в инженерное образование

Букунова Альмира Шошановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина направлена на ознакомление студентов с основами инженерного подхода в решении проблем, связанных с экологией, охраной окружающей среды и устойчивым развитием. Курс предоставляет знания и навыки, необходимые для понимания роли инженерных решений в контексте защиты природы и эффективного использования природных ресурсов.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Математика. Школьный курс

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* диф.зачёт
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Цель освоения дисциплины «Введение в инженерное образование»: создание представления об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу; определения источников и зон влияния опасностей; дать базисные основы анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека; идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения
Задача
  • Задачи дисциплины «Введение в инженерное образование»: - оставить у студентов представление о единстве теоретических и методологических основ защиты компонентов природной среды (КПС) от сверхнормативных техногенных воздействий; безопасности человека в условиях производственной среды, в том числе при чрезвычайной ситуации, - ознакомить с основными методами очистки отходящих газов, сточных вод, и утилизации твердых отходов; - получение базовых знаний о прогнозировании аварийной и чрезвычайной ситуации, выбора пути нормализации условий в рамках действующего законодательства РК
Результат обучения: знание и понимание
  • В результате обучения будет иметь возможность идентифицировать опасности и прогнозировать развития состояния системы "человек-производственная среда-природная среда". Проектировать способы и технику защиты человека и окружающей среды от антропогенного воздействия; методы и технику обеспечения комфортных условий жизнедеятельности
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • В результате обучения будет применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей человека или элемента биосферы;
Результат обучения: формирование суждений
  • В результате обучения будет способен к анализу состояния безопасности жизнедеятельности в общем и развития для конкретного случая. Разработать план по улучшению ситуации, снижении рисков.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • В результате обучения будет воспринимать и перерабатывать информацию для дальнейшего использования, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • В результате обучения будет самостоятельно развиваться и обрабатывать новую информацию в области изученной дисциплины.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Технология контекстного обучения – обучение в контексте профессии (реализуется в учебных заданиях, учитывающих специфику направления и профиля подготовки). Технология интерактивного обучения (реализуется в форме учебных заданий, предполагающих взаимодействие обучающихся, использование активных форм обратной связи). Технология электронного обучения (реализуется при помощи электронной образовательной среды ВКТУ при использовании ресурсов электронно-библиотечной системы, при проведении автоматизированного тестирования).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Конспекты лекций 0-100
Рубежный контроль
Практические работы
2  *Rating(zh-CN)* Конспекты лекций 0-100
Рубежный контроль
Практические работы
*TotalControl(zh-CN)* диф.зачёт 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в пол-ном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат-но выполняет все записи, таблицы, ри-сунки, чертежи, гра-фики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде-ление и истолкова-ние основных поня-тий; сопровождает ответ новыми приме-рами, умеет приме-нить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усво-енным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе прове-дения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обу-чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальней-шему усвоению программного материала; допущено не более од-ной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав-ленных вопросов.
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия
Ответ на тесты рубежного контроля
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • 1. Организация учебного процесса. Основы кредитной системы обучения
  • 2. Краткие сведения о специальности
  • 3. Жизнедеятельность. Биосфера и техносфера
  • 4. Опасность - как центральное понятие БЖД и ЧС
  • 5. Безопасность. Системы безопасности
  • 6. Чрезвычайные ситуации. Природные опасности.
  • 7. Чрезвычайные ситуации. Техногенные опасности
  • 8. Теории рассеивания вредных примесей в атмосфере
  • 9. Источники и типы воздействий на окружающую среду
  • 10. Физические воздействия на человека и среду обитания
  • 11. Физическое воздействие на человека и среду обитания
  • 12. Охрана труда. Риски как критерии безопасности
  • 13. Инженерная защита атмосферы
  • 14. Инженерная защита гидросферы
  • 15. Методы очистки от вредных веществ, области их применения и эффективность
Основная литература
  • 1. Экологический кодекс РК. Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК.
  • 2. Трудовой кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК.
  • 3. О гражданской защите. Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188-V 3PK.
  • 4. Закон Республики Казахстан Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III «Об образовании»
  • 5. Тимофеева С.С. Методы и технологии оценки производственных рисков : практические работы для магистрантов по направлению 280700 «Техносферная безопасность». – Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2014. – 177 с.
Дополнительная литература
  • 1. Ветошкин А.Г. Процессы инженерной защиты окружающей среды (теоретические основы). Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2004. - с.
  • 2. Ветошкин А.Г. Теоретические основы защиты окружающей среды. Учебное пособие. – Пенза: Изд-во ПГАСА, 2002. - с.:
  • 3. Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности: практические работы и методические указания к выполнению / Тимофеева С.С., Цветкун Н.В.. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2015.- 84с.
  • 4. Об утверждении Инструкции по определению категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 13 июля 2021 года № 246.
  • 5. Ларионов, Н. М. Промышленная экология : учебник и практикум для вузов / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 472 с.
  • 6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / под ред. проф. Э.А. Арустамова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 476 с.
  • 7. Безопасность жизнедеятельности : учебник / В. Ю. Микрюков. — М.: ФОРУМ, 2008. — 464 с. — (Профессиональное образование).