Введение в инженерное образование

Букунова Альмира Шошановна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина направлена на ознакомление студентов с основами инженерного подхода в решении проблем, связанных с экологией, охраной окружающей среды и устойчивым развитием. Курс предоставляет знания и навыки, необходимые для понимания роли инженерных решений в контексте защиты природы и эффективного использования природных ресурсов.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Математика. Школьный курс

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля диф.зачёт
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Цель освоения дисциплины «Введение в инженерное образование»: создание представления об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу; определения источников и зон влияния опасностей; дать базисные основы анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека; идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения
Задача
  • Задачи дисциплины «Введение в инженерное образование»: - оставить у студентов представление о единстве теоретических и методологических основ защиты компонентов природной среды (КПС) от сверхнормативных техногенных воздействий; безопасности человека в условиях производственной среды, в том числе при чрезвычайной ситуации, - ознакомить с основными методами очистки отходящих газов, сточных вод, и утилизации твердых отходов; - получение базовых знаний о прогнозировании аварийной и чрезвычайной ситуации, выбора пути нормализации условий в рамках действующего законодательства РК
Результат обучения: знание и понимание
  • В результате обучения будет иметь возможность идентифицировать опасности и прогнозировать развития состояния системы "человек-производственная среда-природная среда". Проектировать способы и технику защиты человека и окружающей среды от антропогенного воздействия; методы и технику обеспечения комфортных условий жизнедеятельности
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • В результате обучения будет применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей человека или элемента биосферы;
Результат обучения: формирование суждений
  • В результате обучения будет способен к анализу состояния безопасности жизнедеятельности в общем и развития для конкретного случая. Разработать план по улучшению ситуации, снижении рисков.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • В результате обучения будет воспринимать и перерабатывать информацию для дальнейшего использования, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • В результате обучения будет самостоятельно развиваться и обрабатывать новую информацию в области изученной дисциплины.
Методы преподавания

Технология контекстного обучения – обучение в контексте профессии (реализуется в учебных заданиях, учитывающих специфику направления и профиля подготовки). Технология интерактивного обучения (реализуется в форме учебных заданий, предполагающих взаимодействие обучающихся, использование активных форм обратной связи). Технология электронного обучения (реализуется при помощи электронной образовательной среды ВКТУ при использовании ресурсов электронно-библиотечной системы, при проведении автоматизированного тестирования).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Конспекты лекций 0-100
Рубежный контроль
Практические работы
2  рейтинг Конспекты лекций 0-100
Рубежный контроль
Практические работы
Итоговый контроль диф.зачёт 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в пол-ном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат-но выполняет все записи, таблицы, ри-сунки, чертежи, гра-фики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде-ление и истолкова-ние основных поня-тий; сопровождает ответ новыми приме-рами, умеет приме-нить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усво-енным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе прове-дения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обу-чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальней-шему усвоению программного материала; допущено не более од-ной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав-ленных вопросов.
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия
Ответ на тесты рубежного контроля
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
Основная литература
  • 1. Экологический кодекс РК. Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК.
  • 2. Трудовой кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК.
  • 3. О гражданской защите. Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188-V 3PK.
  • 4. Закон Республики Казахстан Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III «Об образовании»
  • 5. Тимофеева С.С. Методы и технологии оценки производственных рисков : практические работы для магистрантов по направлению 280700 «Техносферная безопасность». – Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2014. – 177 с.
Дополнительная литература
  • 1. Ветошкин А.Г. Процессы инженерной защиты окружающей среды (теоретические основы). Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2004. - с.
  • 2. Ветошкин А.Г. Теоретические основы защиты окружающей среды. Учебное пособие. – Пенза: Изд-во ПГАСА, 2002. - с.:
  • 3. Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности: практические работы и методические указания к выполнению / Тимофеева С.С., Цветкун Н.В.. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2015.- 84с.
  • 4. Об утверждении Инструкции по определению категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 13 июля 2021 года № 246.
  • 5. Ларионов, Н. М. Промышленная экология : учебник и практикум для вузов / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 472 с.
  • 6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / под ред. проф. Э.А. Арустамова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 476 с.
  • 7. Безопасность жизнедеятельности : учебник / В. Ю. Микрюков. — М.: ФОРУМ, 2008. — 464 с. — (Профессиональное образование).