Теория передачи электромагнитных волн
Описание: Дисциплина изучает Физические основы электромагнитных волн и их использование при передачи информации в системах связи и телекоммуникации.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Введение в инженерное образование
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Цель дисциплины Усвоение студентами основ теории электромагнитных процессов, происходящих в различных средах, в линиях передачи электромагнитной энергии и линейных устройствах сверхвысоких частот и оптического диапазона.
Задача
- Основная задача курса ТПЭМВ состоит в изучении одной из форм материи - электромагнитного поля и его проявлений в разных устройствах техники, усвоение современных методов моделирования электромагнитных процессов, методов анализа, синтеза и расчета электромагнитных полей, применяемых в системах связи. Изучение должно способствовать развитию и закреплению потребности в самостоятельной работе с научно-технической литературой, выработке развитых представлений о методах применения теорий анализа, расчета и синтеза электромагнитных полей в специальных дисциплинах и для успешного решения инженерных проблем будущей специальности.
Результат обучения: знание и понимание
- Процесс изучения дисциплины направлен на формирование знания и приобретение навыков для работы с направляющими системами в телекоммуникациях Студент знает основы теории электромагнитного поля, об излучениях электромагнитных волн излучателями, о свойствах и параметрах направляющих систем Знает: - основы теории цепей СВЧ; - принципы действия и параметры элементов функциональных узлов СВЧ; - основы теории электромагнитного поля; - излучения электромагнитных волн излучателями. -основные уравнения электродинамики; -постановку задач электродинамики; -иметь понятие о математических модулях реальных электродинамических задач; -основ теории (линий передачи) направляющих систем; -классификацию направляемых волн; - краевых задач электродинамики; - представление о линейных устройств СВЧ и оптического диапазона. Знать программы компьютерного моделирования сетей связи и использовать их при разработке направляющих систем в радио связи
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- В результате изучения данной дисциплины студенты умеют: - рассчитывать характеристики электромагнитного поля, рассчитывать основные параметры устройств СВЧ, производить измерения их параметров; - иметь представление об основах рефракции и дифракции электромагнитных волн; - измерять электротехнические величины систем радиотехники; - работать с технической литературой Использовать приобретённые теоретические знания и практические навыки к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта Уметь проводить технико-экономическое обоснования проектных расчетов с использованием современных подходов и методов
Результат обучения: формирование суждений
- Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих суждений Уверенность в умении эксплуатации и развитию антенно-фидерных систем в сетей передачи данных Уверенность в умении моделирования и разработки процессно-ориентированных систем управления антенно-фидерных устройств Иметь суждения по вопросу концепции направляющих систем в телекоммуникационных сетей их обслуживания в коммутируемой сети связи и методы их оценки Уверенность в умении использования стандартизация и сертификация направляющих систем и устройств
Результат обучения: коммуникативные способности
- Основными задачами дисциплины являются выработка у студента всестороннего подхода к использованию своих коммуникативных способностей на основе глубоких теоретических знаний и практических навыков к изучение концепции построения сетей связи следующего поколения Способность понимания общей проблемны направляющих систем в телекоммуникациях Суть коммуникативных способности в проявлении гибкости в использовании навыков и знаний при решении задач проектирования и эксплуатации сетей связи
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся которые формируют у будущих руководителей персонала связистов методики и способов обучения Это при проведении лекционных занятий используются интерактивные образовательные технологии: мультимедийный комплекс работа с электронными учебниками и Интернет-информация) Подготовка рефератов работа со справочниками и физической энциклопедией При организации контроля используются такие формы как зачеты, устные, ответы, доклады, рефераты, контрольная работа.Эти методики вырабатывают у студента навыки и способности к успешному самообучению
Методы преподавания
- технология проблемно обучения - проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Так как одна из задач кредитной технологии обучения состоит в развитии способности обучающихся к самообразованию, то СРО становится основной формой организации обучения, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | практика 1 | 0-100 |
практика 2 | ||
практика 3 | ||
тестирование | ||
2 рейтинг | практика 4 | 0-100 |
практика 5 | ||
практика 6 | ||
тестирование | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- 1 Тема 1 Теория электромагнитного поля Содержание Векторы электромагнитного поля Макроскопическая электродинамика Свойства электромагнитного поля Материальные уравнения
- Тема 2
- Тема 3 Электромагнитное поле Содержание Векторные величины в комплексной форме Комплексные проницаемости Система уравнений монохроматического поля Однородные волновые уравнения для векторов E и H Плоские волны в неограниченных средах Волны в диэлектрике Волны в проводнике Виды поляризации волн
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
Основная литература
- 1. Пименов Ю.В. и др. Техническая электродинамика. - М.:Связь, 2000. 2. Петров Б.М. и др. Электродинамика и распространение радиоволн: Учебник для вузов - М.: Горячая линия - Телеком, 2003. 3. Электродинамика и распространение радиоволн. Сборник задач. Под. ред. Баскакова С.И. – М.: Высш.школа, 2001. 5. Фальковский О.И. Техническая электродинамика. – М.: Связь,2007. 6. Никольский В.В., Никольская Т.И. Электродинамика и распространение радиоволн. - М.: Наука, 2011.
Дополнительная литература
- 1. Петров Б.М. и др. Электродинамика и распространение радиоволн: Учебник для вузов - М.: Горячая линия - Телеком, 2004. 2. Баскаков С.И. Электродинамика и распространение радиоволн. – М.: Высш.школа, 2000. 3. Электродинамика и распространение радиоволн. Сборник задач. Под. ред. Баскакова С.И. – М.: Высш.школа, 2005. 4. Туровский Я. Техническая электродинамика. Пер. с польск. - М.: «Энергия», 2001 - 488 с.: с ил.