Геодезия

Гусаренко Юлия Дмитриевна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: В ходе изучения дисциплины студенты приобретают умения и навыки выполнения комплекса геодезических работ, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений с применением современного геодезического оборудования (топографические съёмки для составления топографических карт (планов), создание планового и высотного съёмочного обоснования, математическая обработка результатов геодезических измерений, решение задач на топографических картах, планах).

贷款数: 5

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Дать студентам представление: - о составе и содержании топографо-геодезических работ, выполняемых при создании топографической основы, проводимых при изысканиях, проектировании и строительстве зданий и сооружений; - о перенесении проектов в натуру; - о методах производства геодезического обеспечения при строительстве различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов).
Задача
  • Студент должен знать состав и технологию геодезических работ, обеспечивающих проектирование и строительство различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов); технологию отдельных видов геодезических работ для различных земельно-кадастровых мероприятий; методы геодезических измерений и исполнительных съёмок, способы картографирования земельных ресурсов.
  • Студент должен уметь: - свободно читать топографическую карту и решать на её основе задачи графического и расчётного характера; - самостоятельно выполнять несложные геодезические измерения и работы, связанные с решением типовых проектных и строительных задач, с помощью геодезических приборов и инструментов; - производить математическую обработку измерений (вычисление ведомости координат, ведомости прямых и кривых, обработку журнала тахеометрической съёмки, журнала технического нивелирования); - графически оформлять результаты измерений (построение топографического плана, продольного и поперечного профилей, планов горизонтальной и вертикальной планировки с картограммой земляных работ).
Результат обучения: знание и понимание
  • - специфики выполнения топографо-геодезических и картографических работ; - геодезических приборов и инструментов, используемых для геодезических измерений, математической обработки их результатов, а также методов создания топографических карт (планов).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Умение применять современные методы и способы геодезических работ при геодезическом обеспечении объектов экономики с использованием современных технологий и программных средств.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о способах производства различных геодезических измерений и условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды с делением ответственности и полномочий при решении комплексных задач; - к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки работы с геодезическими приборами и инструментами.
  • Способность составлять геодезическую техническую документацию.
*TeachingMethods(zh-CN)*

- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);

- решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Решение задач на топографической карте 0-100
Устройство теодолита. Работа с теодолитом.
Обработка материалов теодолитной и тахеометрической съемок
Построение топографического плана
Рубежный контроль (тестирование)
2  *Rating(zh-CN)* Устройство нивелира. Работа с нивелиром 0-100
Обработка материалов геометрического нивелирования, расчет ведомости прямых и кривых
Построение продольного и поперечного профилей трассы
Нивелирование поверхности по квадратам. Проектирование горизонтальной и наклонной площадок.
Рубежный контроль (тестирование)
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Форма и размеры Земли. Основные понятия о фигуре и размерах Земли. Понятие о геоиде, земном эллипсоиде, референц-элипсоиде, референц-элипсоиде Красовского. Международный эллипсоид WGS-84. Методы определения формы и размеров Земли.
  • Системы координат и высот, применяемые в геодезии. Географические и геодезические координаты. Параллели и меридианы как координатные линии. Широта и долгота. Системы координат на плоскости. Плоская условная система прямоугольных координат. Зональная система плоских прямоугольных координат. Равноугольная поперечно-цилиндрическая проекция Гаусса-Крюгера. Система плоских полярных координат. Геоцентрические пространственные системы координат WGS-84, ПЗ-90. Абсолютные и относительные высоты точек местности и превышения между ними.
  • Ориентирование линий. Азимуты (истинный, магнитный), дирекционные углы, румбы. Связь между ними. Сближение меридианов. Склонение магнитной стрелки. Прямая и обратная геодезические задачи.
  • Топографические карты, планы. Аэроснимок и космический снимок. Профили местности. Масштабы карт и планов, их виды: численный, линейный, поперечный. Предельная точность масштабов. Условные знаки. Номенклатура и разграфка листов топографических карт и планов. Рельеф земной поверхности и его изображение на топографических картах и планах. Основные формы рельефа. Способ горизонталей. Высота сечения рельефа, заложение, уклон местности. Изображение земной поверхности в цифровом виде.
  • Задачи, решаемые по топографическим картам и планам. Определение прямоугольных и геодезических координат точек на топографических картах и планах и нанесение точек на план или карту по координатам. Определение углов ориентирования линий. Решение задач по плану или карте с горизонталями. Определение площадей. Построение продольных профилей по данным топографического плана.
  • Геодезические измерения и их точность. Единицы измерений, применяемые в геодезии. Понятие о методах геодезических измерений и их точности. Понятие о погрешностях измеренных величин и характеристиках точности измерений. Элементы теории погрешностей измерений. Виды измерений: равноточные и неравноточные. Ошибки измерений, их виды (грубые, систематические, случайные). Свойства случайных ошибок. Вероятнейшее значение измеренной величины (принцип арифметической середины). Методы оценки точности измерений. Средняя квадратическая ошибка. Абсолютная и относительная ошибки. Предельная ошибка.
  • Угловые измерения. Сущность измерения горизонтальных углов и углов наклона. Виды угломерных инструментов. Теодолиты и их классификация, устройство и поверки. Способы измерения горизонтальных углов и углов наклона. Цифровые теодолиты и электронные тахеометры.
  • Линейные измерения. Общие сведения о назначениях, методах, точности измерений и типах мерных приборов. Способы измерения длин линий. Понятие о свето- и радиодальномерах. Оптические дальномеры. Нитяной дальномер. Измерение длин линий мерными лентами. Лазерные дальномеры.
  • Измерение превышений. Виды нивелирования. Сущность геометрического нивелирования. Нивелирные знаки. Типы нивелиров, их поверки и юстировки. Нивелирные рейки. Техническое нивелирование. Построение профилей при продольном и поперечном нивелировании. Понятие о лазерных и цифровых нивелирах. Вычислительная обработка нивелирных ходов. Тригонометрическое нивелирование.
  • Общие сведения о геодезических съёмках. Виды съёмок и их классификация. Выбор масштаба съёмки и высоты сечения рельефа. Приборы, применяемые при съёмках. Математическая обработка результатов геодезических измерений, выполняемых в процессе съёмки. Понятие о цифровых и математических моделях местности. Теодолитная съёмка. Мензульная съёмка.
  • Тахеометрическая съёмка. Её сущность и применяемое оборудование. Методы создания геодезического обоснования съёмки. Производство съёмки. Съёмка ситуации и рельефа. Камеральная обработка полевых материалов съёмки. Составление топографического плана: нанесение точек съёмочного обоснования и пикетов съёмки, проведение горизонталей (интерполирование), оформление контурной части плана. Цифровая топографическая съёмка, её сущность и назначение. Производство съёмки с применением электронных тахеометров. Программные продукты, используемые при обработке цифровой съёмки.
  • Общие сведения об опорных плановых и высотных сетях. Общие сведения о государственной геодезической сети (ГГС) Республики Казахстан. Методы создания опорных геодезических сетей. Закрепление плановых и высотных сетей. Съёмочные геодезические сети, методы их построения. Создание современного съёмочного обоснования с использованием спутниковых навигационных систем.
  • Применение глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) при геодезических работах. Определение положения точек земной поверхности с помощью геодезических спутниковых систем. Принцип работы ГНСС. Структурная схема GPS и ГЛОНАСС. Общие сведения о методах определения положения точек на поверхности Земли с использованием GPS-технологии. Спутниковые приёмники.
  • Геодезические разбивочные работы. Вынос в натуру проектных углов и длин линий. Вынос в натуру проектных отметок линий и плоскостей. Разбивка на местности линии заданного уклона. Нивелирование поверхности. Продольное инженерно-техническое нивелирование.
Основная литература
  • Попов В.Н., Чекалин С.И. Геодезия. – М.: «Горная книга», 2017
  • Юнусов А.Г., Беликов А.Б., Баранов В.Н., Каширкин Ю.Ю. Геодезия. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2020
  • Авакян В.В. Прикладная геодезия: технологии инженерно-геодезических работ. - М.: Инфра-Инженерная, 2019
Дополнительная литература
  • Михелев Д.Ш. Инженерная геодезия. – М.: ACADEMA, 2009
  • Симонян В.В., Кузнецов О.Ф. Геодезия: сборник задач и упражнений - М.: НИУ МГСУ, 2015