Лесоводство
内容描述: Изучает лес, как важнейшей компонент биосферы, дифференциацию деревьев, естественный отбор в лесу, теоретические основы биологии и экологии леса, типы леса, теорию выращивания лесов, систем рубок и охрану лесов от пожаров, направленных на улучшение древостоев для многочисленных задач хозяйственного использования, связь леса и окружающей среды, лесоводственную характеристику древесных пород и их сочетание с непрерывно меняющейся средой.
贷款数: 5
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Формирование у будущих бакалавров лесохозяйственного дела понимания сложных природных явлений, происходящих в лесу, природоохранный подход к использованию леса, повышение его продуктивности и улучшение качества.
Задача
- Курс лесоводства включает изучение: - понятия о лесе; - дифференциации деревьев, естественный отбор в лесу; - основные элементы леса; - связь леса и природно-климатических факторов; - возобновление леса, смена пород, типы леса; - рубки ухода за лесом; - рубки главного пользования; - побочные пользования в лесах; - охрана лесов, противопожарная служба в лесных предприятиях.
Результат обучения: знание и понимание
- В результате изучения дисциплины студент должен знать: - морфологическое строение леса; - теоретические основы биологии и экологии леса, типы леса; - особенности семенного и вегетативного размножения леса, смену пород; - способы главных рубок и рубок промежуточного пользования;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- В результате изучения дисциплины студент должен уметь: - организовать и проводить лесосечные работы по рубкам ухода и рубкам главного пользования; - вести хозяйство в лесу с учетом региональных особенностей произрастания лесных ресурсов;
Результат обучения: формирование суждений
- - методы содейстеса; - системы противопожарных мероприятий; - виды побочных пользовавия естественному возобновлению лний и их многообразие.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Студент должен уметь организовать и проводить лесосечные работы по рубкам ухода и рубкам главного пользования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - организовать хозяйственную деятельность лесного предприятия в условиях рыночной экономики по принципу непрерывности и постоянства пользования лесными ресурсами; - обеспечить охрану лесов от пожаров и в случае их возникновения правильно организовать тушение.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Темы лекционных занятий
- Раздел 1 «Лес как природное явление и природная система»Тема 1Учение Г.Ф. Морозова о лесе. Классификация деревьев. Естественный отбор и приспособление к условиям обитания в лесуТема 2Факторы лесообразования. Понятие о лесном фитоценозе (насаждении). Компоненты насаждения: древостой, подрост, подлесок, напочвенный покров. Распределение фитомассы в насаждении
- Тема 3Понятие о лесном биогеоценозе. УчениеВ.Н. Сукачева о биогеоценозах. Биогеоценоз и экосистема. 4Лес как природная система на разных уровнях. Роль учения В.Н. Сукачева о лесных биогеоценозах в познании природы леса
- Тема 1Роль Г.Ф.Морозова в учении о лесе как явлении географическом. Средообразующие и экологические факторы. Физиологический и экологический оптимум (или ареал).28Тема 2Биологическая продуктивность лесов и других типов растительности земного шара. Вертикальная поясность леса в горах. Основные критерии лесорастительного районирования.
- Возможности использования защитных функций лесов. Рекреационное значение и использование леса.Возобновление леса.Биология, экология и география возобновления леса
- Тема 9 Семенное возобновление. Семенная продуктивность леса. Возобновление под пологом леса и в условиях открытого места.216Тема 10 Роль живого напочвенного покрова, подлеска и подстилки под пологом леса и в условиях открытого места. Вегетативного размножение леса.
- Тема 11 Методы изучения и оценки возобновления леса. Существующие подходы к установлению критериев оценки и составлению шкал успешности возобновления леса
- Тема 12 Формирование состава и структуры древостоев.Условия образования чистых и смешанных, простых и сложных древостоев. Эталонные леса.
- Смена пород.Общие закономерности смены пород. Учение Г.Ф. Морозова о смене пород. Конкретные примеры смены пород. Биологическая и хозяйственная оценка смены пород. Географические аспекты смены пород
- Тема 1Развитие учения о типах леса.Истоки лесной типологии. Учение Г.Ф. Морозова о типах насаждений. Разновидности отечественных типологий лесов. Классификация П.С. Погребняка -Д.В.Воробьева. Практическое значение типов леса и дальнейшие задачи лесной типологии
- Истоки лесоводства. Общее представление о лесоводственных системах. Географический подход к разработке лесоводственных систем. Связь лесоводственных систем с системами ведения сельского, водного хозяйств и других отраслей народного хозяйства.
- Рубка -форма активного воздействия на леса, позитивные и негативные последствия ее.Системы рубок. Сущность рубок главного пользования, рубок 2 12ухода и комплексных рубок. Назначение систем рубок, задачи рубок в лесах разного назначения.25Тема 5Предварительное и последующее возобновление на вырубках. Географические особенности возобновления леса на концентрированных вырубках.
- Основные пути решения проблемы восстановления хозяйственно ценных пород на концентрированных вырубках. Рубки ухода -основной вид ухода за лесом.Виды рубок ухода
- Биологические, экологические и экономические аспекты рубок ухода. Особенности рубок ухода в лесах различного целевого назначения. Оценка качества рубок ухода
- Комплексные рубки.Комплексные рубки в двухъярусных елово-лиственных и лиственно-еловых древостоях в современных условиях. Особенности комплексных рубок в связи с различиями в природе леса. Повышение продуктивности леса.230Тема 10 Фактическая и потенциальная продуктивность леса. Виды продуктивности. Древесная, биологическая, экологическая и комплексная продуктивности леса.
- Тема 11Проблема определения критериев экологической продуктивности леса. Экологическая сертификация лесоводственных систем и повышения продуктивности леса
Основная литература
- Луганский Н.А., Залесов С.В. Лесоводство. – Екатеринбург, 2001.
- Никонов М.В. Лесоводство: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Лань», 2010.
- Мелехов И.С. Лесоводство. – М., 1989.
- Байзаков С.Б., Гурский А.А., Аманбаев, Токтасынов Ж.Н. . Леса и лесное хозяйство Казахстана. Алматы, 1996.
- Атрохин В.Г., Иевинь И.К. Рубки ухода и промежуточное пользование. – М., 1985.
- Сарсекова Н.,Еспергенов Ж.Қ.,Қаспақпаев Е.М, Орманщылық оқу құралы, ШҚМТУ,2008
Дополнительная литература
- .Мелехов И.С. Лесоведение. Учебник. М.: Изд-во МГУЛ, 2005. 372 с. .Нестеров Н.С. Очерки по лесоведению. М., 1960. 486 с.