Методы дизайна

Гурская Оксана Евгеньевна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Мировоззренческие, методологические и методические основы профессиональной деятельности дизайнера. Методы направленного творческого поиска, развития воображения и разработки проектных решений. Методы психологической активизации творческого процесса и генерирования проектной идеи. Применение на практике инструментов творческого поиска для разработки дизайн-проекта.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Основы композиции

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge
Praktische Arbeiten 45
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Творческий экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • приобретение знаний о методах дизайн-проектирования, взаимосвязи методологии и практической деятельности.
Задача
  • овладение профессиональной лексикой; категориями профессиональной этики; методами дизайна, как формой проектной культуры;
  • понимание методической основы организации процессов дизайн-проектирования;
  • использование классификации методов дизайн-проектирования при выборе решения практических вопросов;
  • определение эффективности применяемых методов дизайна в профессиональной деятельности.
Результат обучения: знание и понимание
  • понимать и использовать профессиональную терминологию дизайна;
  • понимать методические основы организации процессов дизайн-проектирования;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять классификацию методов дизайн-проектирования при выборе решения;
  • применять понимание взаимосвязи методологии и практической деятельности;
Результат обучения: формирование суждений
  • оценивать степень эффективности применяемых методов дизайна в профессиональной деятельности;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • обсуждать и обосновывать творческие идеи в дизайне;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • воспринимать и интерпретировать применяемые методы проектной работы;
  • обобщать полученные навыки формирования творческого замысла.
Lehrmethoden

Метод конструктивного решения - командная работа и развитие творческих способностей учащихся. Проблемно-ориентированное обучение - метод активного обучения, постановка проблемы и самостоятельный или в группе поиск решений.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Подготовка графических примеров визуального мышления. 0-100
Подготовка вопросов "5 почему" по теме проекта.
Подготовка серии из 10 эвристических вопросов.
Подготовка графической ассоциации по выбранной теме.
2  Bewertung Подготовка графической работы на ослабление связей по выбранной теме. 0-100
Подготовка объемной клаузуры по выбранной теме "Экодизайн".
Выполнение задания на стилизацию заданного образа.
Выполнение задания по теме выхода за рамки.
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Экзамен Содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. Содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы практических занятий
  • Введение. Основные понятия и определения. Цели и задачи дизайна, направления деятельности.
  • Особенности дизайнерского мышления. Вербальное и образное мышление. Двухполярность мышления. Визуализация мышления. Гештальт - способность работать над деталями, не упуская из виду целого.
  • Ментальные карты как метод проектирования. Изучение причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Карты IDEO. Правило «5 Почему».
  • Эвристические (интуитивные) методы проектирования. 8 правил эвристического мышления. Метод эвристических вопросов.
  • Метод ассоциаций. Связь между отдельными представлениями. Последовательность представлений объекта. Метод аналогии. Закономерности ассоциативности мышления. Историческая аналогия. Метод фокальных объектов. Перенос признаков, поиск и развитие сочетаний.
  • Мозговой штурм. Коллективный метод «мозговой атаки». Генерирование идей. Принцип разделения процессов генерирования и экспертизы.
  • Метод деконструкции. Манипулирование конструктивной основой объекта проектирования. Метод инверсии. «Переворот», проектирование «от противного».
  • Метод интеграции. Совмещение, сокращение и упрощение функций. Метод дифференциации. Разделение функций. Ослабление функциональных связей.
  • Метод модернизации. «Мусорный» дизайн. Вторая жизнь и преобразование функций.
  • Метод обобщения. Абстрагирование. Символизм. Утрирование. Стилизация.
  • Метод гиперболизации. Особенности восприятия – ограниченность видения. Преувеличение художественного образа. Метод минимизации. Сокращение функций объекта. Идеализация. Принцип УВЛ – убрать все лишнее.
  • Метод "Выход за рамки". Work Out как творческий и организационный метод.
  • Фрактальный метод. Структуры самоподобия в дизайне. Фрактальный алгоритм в имитации формы. Фрактальная геометрия. Возможности применения фракталов в дизайне.
  • Генеративный дизайн. Искусственные нейронные сети как инструмент дизайнера. Имитационное моделирование, генетический алгоритм и машинное обучение.
  • Различные классификации креативных методов. Классификация креативных методов по принципу арифметических действий. Классификация методов: объединение в группы по принципу аналогичности.
Основная литература
  • Жангужинова, М. Е. Основы художественной графики [Текст] : учеб. пособие / М. Е. Жангужинова ; Министерство образования и науки Республики Казахстан, АТУ. - Алматы : ТОО "Лантар Трейд", 2020. - 106 с.
  • ArCon:Визуальная Архитектура:Лучший дизайнер интерьеров квартир и офисов [Электронный ресурс] : учебное пособие. - М. : ЕВРОСОФТ, Б. г.. - 1 CD-ROM.
  • Стандарт комплексного развития территорий Республики Казахстан [Текст] . - Астана : [б. и.], 2023 - Каталог 1 : Каталог элементов и узлов открытых пространств : стандарт / под редакцией. А. Н. Абдрановой. - 460 с.
  • Экспозиция дизайнының негіздері [Текст] : Оқулық / сост. Г. Ш. Тогабаева. - Алматы : Лантар Books, 2022.
Дополнительная литература
  • Михайлов, Сергей Михайлович. История дизайна : учебник. Т.1. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности / С.М.Михайлов. - М. : Союз дизайнеров России, 2004. - 278 c.
  • Михайлов, Сергей Михайлович. История дизайна : учебник. Т.2. Дизайн индустриального и постиндустриального общества / С.М.Михайлов. - М. : Союз дизайнеров России, 2004. - 392 c.
  • Дизайн архитектурной среды [Текст] : учебник / Г.Б.Минервин, А.П.Ермолаев, В.Т.Шимко и др. - М. : Архитектура-С, 2004. - 503 c.
  • Основы теории и методологии дизайна [Текст] : учеб. пособие / В.Ф.Рунге, В.В.Сеньковский. - М. : МЗ-Пресс, 2001. - 251 c.
  • Очерки истории материальной культуры и дизайна : научное издание / Л.Р.Турганбаева. - Алматы : Фонд Сорос-Казахстан, 2002. - 447 c.
  • Благова, Т.Ю. Креативные методы дизайна: Учеб. пособие / Т.Ю. Благова. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2017. – 72 с.