Введение в инженерное образование

Бухатова Асем Салауаткызы

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Курс рассматривает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ, показывает взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов. При изучении дисциплины будут получены ответы на вопросы: под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Betrag der Credits: 3

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 15
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 45
диф.зачёт
Endkontrollformular диф.зачёт
Form der Endkontrolle

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • изучение необходимого минимума и основ теоретических знаний в историческом процессе формирования взглядов на экономические категории и законы;
  • формирование представления о различных способах ведения хозяйства и основных ценностях современного понимания моделей построения экономики.
Задача
  • изучить эволюцию взглядов на экономические процессы и явления, основные экономические школы, процессы формирования взглядов на экономические законы.
  • развить системное понимание в вопросах влияния различных экономических школ и направлений на экономические взгляды современных экономистов
  • выработать навыки применения разбираться в проблемах современности
  • освоить методы чёткого изложения собственных мыслей и навыки выступления в аудитории
Результат обучения: знание и понимание
  • знать генезис экономических категорий
  • понимать процессы формирования взглядов на экономические законы
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять навыки фактического материала для современных экономических явлений
  • выделять взаимосвязь с экономической политикой
Результат обучения: формирование суждений
  • формирование аналитических суждений экономических процессов в современном обществе
Результат обучения: коммуникативные способности
  • иметь способность участвовать в обосновании их применения в зависимости от поставленных задач в профессиональной деятельности
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • получение основных базовых навыков, необходимых в сфере профессиональной деятельности
Lehrmethoden

интерактивная лекция (лекция-визуализация с демонстрацией материалов в виде слайд-лекции или видео-лекции)

семинарские занятия (рассказ, беседа, объяснения, сообщения, доклад, эссе, рефераты)

практические занятия (тестирование, деловые игры, тренинги)

контрольные занятия (опрос, тестирование, контрольная работа)

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Ответы на семинаре 0-100
Тестирование
Ответы на семинаре
Ответы на семинаре
Коллоквиум
Доклад с презентацией
2  Bewertung Написание эссе 0-100
Разработка графической схемы
Тестирование
Ответы на семинаре
Ответы на семинаре
Ответы на семинаре
Коллоквиум
Endkontrolle диф.зачёт 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Предмет и задачи курса. Предмет истории экономических учений. Основные этапы развития экономических учений.
  • Экономическая мысль античного мира и средневековья. Экономическая мысль древних цивилизаций и средневековья. Экономическая мысль древнего Востока.
  • Меркантилизм. Исторические условия возникновения меркантилизма и этапы его развития. Меркантилизм как экономическая теория и экономическая политика. Особенности меркантилизма в отдельных странах
  • Возникновение классической политической экономии. Общая характеристика классической школы. Экономические взгляды Уильяма Петти. Пьер де Буагильбер как родоначальник французского направления классической политэкономии. Физиократы. «Экономическая таблица» Франсуа Кенэ
  • Экономическая система А Смита. Методология Адама Смита. Экономическое учение Адама Смита. Политическая экономия Давида Рикардо. Методология Давида Рикардо. Экономическое учение Давида Рикардо.
  • Классическая школа в первой половине ХIХ века. Экономические взгляды Жана Батиста Сэя. Экономические взгляды Томаса Роберта Мальтуса. Джон Стюарт Милль как завершитель классической политической экономии.
  • Критика классической школы в 30-80-е гг ХIХ века. Симон де Сисмонди как родоначальник экономического романтизма. Историческая школа Германии. Национальная политическая экономия Фридриха Листа.
  • Экономическая теория марксизма. Исторические условия возникновения марксизма. Методология Карла Маркса. Экономическая теория марксизма.
  • «Маржиналистская революция» и возникновение неоклассического направления. «Маржиналистская революция»: истоки и значение. Общая характеристика маржинализма. Методология маржинализма.
  • Австрийская школа. Методологические особенности австрийской школы. Экономические учения Карла Менгера, Фридриха фон Визера и Ойгена фон Бём-Баверка.
  • Кембриджская школа. Методология Альфреда Маршалла. Экономическое учение Альфреда Маршалла.
  • Американская школа. Методология Джона Бейтса Кларка. Экономическое учение Джона Бейтса Кларка.
  • Институционализм. Общая характеристика институционализма. Социально-психологический институционализм Торстейна Веблена.Социально-правовой институционализм Джона Коммонса. Конъюнктурно-статистический институционализм Уэсли Клэр Митчелла. Теория нового индустриального общества Джона Кеннета Гэлбрейта.
  • Кейнсианство и его эволюция. Исторические условия возникновения кейнсианства и его научные предшественники. Методология Джона Мейнарда Кейнса. Теоретическая система Джона Мейнарда Кейнса. Эволюция кейнсианства.
  • Основные школы современного неоклассического направления. Неоклассическое возрождение и консервативный сдвиг в идеологии, теории и политике государства. Неолиберализм в Германии. Концепция социального рыночного хозяйства. Монетаризм. Экономические взгляды Милтона Фридмана. Теория экономики предложения и теория рациональных ожиданий.
Основная литература
  • Покидченко, М. Г. История экономических учений: учеб. пособие / М. Г. Покидченко, И. Г. Чаплыгина. - М.: Инфра-М, 2005. - 270 с.: рис., табл. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 264.
  • Экономикалық ілімдер тарихы: оқу құралы / Р. Елемесовтің редакциялауымен шығарылды. – Алматы: «Қазақ университеті», 1997 – 152 б.
  • Исқалиев М.Д. Өткен кезеңнің ойшыл экономистері және қазіргі қөзқарас (методологиялық, теориялық, іс-тәжірибелік аспектілері). – Алматы, 2004. – 299 б.
  • Ядгаров, Я. С. История экономических учений. Краткий курс: Учеб. пособие для ВУЗов / Я.С. Ядгаров. - 3-е изд. - М.: ИНФА-М, 2000. - 320 с.
  • Агапова, И.И. История экономических учений: учеб. пособие / И. И. Агапова. - М.: Экономистъ, 2004. - 285 с.
  • Костюк, В. Н. История экономических учений: учеб. пособие для ВУЗов / В.Н. Костюк. - М.: Центр, 1998. - 223 с.
  • Лойберг, М. Я. Экономические учения. История экономики: Учеб. пособие / М.Я. Лойберг. - М.: Инфра-М, 1998. - 128 с.
Дополнительная литература
  • Корниенко, О. В. История экономических учений: конспект лекций / О. В. Корниенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 251 с.
  • Гусейнов, Р. М. История экономических учений: учеб. пособие / Р. М. Гусейнов, Ю. В. Горбачева, В. М. Рябцева; Новосиб. гос. акад. экономики и упр. - М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. - 251 с.
  • Экономическая теория: учебник / М-во образования и науки РФ; под ред. Н. Г. Кунецова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 527 с.
  • История экономических учений: курс лекций / С. А. Жұманазар [и др.]. ; МОиН РК. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2013. - 218 с.