Микро-макроэкономика
Сипаттама: Микроэкономика бұл ресурстардың шектелген жағдайында шешімдерді ұтымды қабылдау туралы ғылым, онда жекелеген экономикалық субъектілердің, атап айтқанда тұтынушылар мен фирмалардың мінез-құлқы зерттеледі. Макроэкономика жұмыссыздық, баға деңгейі, экономикалық циклдер, ұлттық кіріс, салық-бюджет және қаржы-несие саясаты сияқты агрегаттық көрсеткіштерді қарастырады.
Кредиттер саны: 5
Пререквизиты:
- Экономикалық теория
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 15 |
Практикалық жұмыстар | 30 |
Зертханалық жұмыстар | |
СӨЖО | 30 |
СӨЖ | 75 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: ЖОО компоненті
Цикл: Базалық пәндер
Мақсат
- Микроэкономика және макроэкономика саласында білімді қалыптастыру, экономикалық пәндердің әдістемелігімен танысу, экономикалық талдаудың теориялық аспектілерін меңгеру, графикалық талдау әдістерін меңгеру, практикалық пәндерді оқыту үшін база құру.
Міндет
- кәсіпорынның, салалардың және нарықтардың негізгі категорияларын, даму заңдылықтарын зерттеу;
- экономиканың кез келген саласында қолданылатын талдау әдістерін, тәсілдерін дербес қолдану үшін негізгі микроэкономикалық процестерді зерттеу әдіснамасын оқыту;
- жалпы ішкі өнім, ұлттық табыс, өндіріс факторлары, тұтыну, жинақ, инвестиция, макроэкономикалық тепе-теңдік сияқты негізгі макроэкономикалық көрсеткіштердің әдіснамасын пайдалана отырып, қазіргі макроэкономикалық талдауды қабылдау дағдыларын меңгеру;
- экономикалық-математикалық үлгілердегі аналитикалық айнымалылардың өзара байланысына сүйене отырып, нақты жағдайларды талдау дағдыларын қалыптастыру.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- микро және макро деңгейде қазіргі экономиканың қызмет ету заңдылықтарын жүйелі түсінуді көрсету;
- микро және макроэкономика және қолданбалы экономикалық пәндердің негізгі түсініктері мен құралдарын меңгеру;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- микро-макро деңгейде экономикалық құбылыстарды, үдерістер мен институттарды талдау әдістері тапсырмаларын шешу үшін қолдану;
- леуметтік-экономикалық үдерістер мен құбылыстар туралы отандық және шетелдік статистиканың деректерін түсіндіру;
- әлеуметтік-экономикалық көрсеткіштердің өзгеру үрдісін анықтау;
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- экономикалық деректерді өңдеу үшін аспаптық құралдарды таңдауды жүзеге асыру;
- жағдайларды сипаттау негізінде стандартты теориялық үлгілерді құру;
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- нарықтық экономика жағдайында тұтынушылар мен фирмалардың экономикалық мінез-құлқын оқыту процесінде коммуникативтік қабілеттерін пайдалану;
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- микроэкономикалық және макроэкономикалық міндеттерді дербес шешу үшін экономикалық ақпаратты өз бетінше іздеу дағдысы болу
- кәсіби қатынас және мәдениетаралық дағдысы болуы тиіс
Оқыту әдістері
интерактивті дәріс (слайд-дәріс немесе бейне-дәріс түрінде материалдарды көрсету арқылы дәріс-визуализация)
семинар сабақтары (әңгіме, әңгімелесу, түсініктеме, хабарлама, баяндама, эссе, рефераттар)
практикалық сабақтар (міндеттерді шешу, тестілеу, іскерлік ойындар, тренингтер)
бақылау сабақтары (сұрау, тестілеу, бақылау жұмысы)
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
---|---|---|
1 рейтинг | Семинар сұрақтарына жауап беру | 0-100 |
Семинар сұрақтарына жауап беру | ||
Есептер шығару | ||
Тестілеу | ||
бақылау жұмысы | ||
2 рейтинг | Семинар сұрақтарына жауап беру | 0-100 |
Семинар сұрақтарына жауап беру | ||
Есептер шығару | ||
Тестілеу | ||
бақылау жұмысы | ||
Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
Критерии оценки устного опроса (обсуждение): | студент полностью объясняет материал (отвечает на вопрос), правильно определяет основные понятия; определяет понимание материала, может обосновать свое мнение, может применить знания на практике, может привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; если он сможет последовательно и правильно изложить материал с точки зрения норм литературного языка | студент дает ответ, удовлетворяющий требованиям типа «очень хорошо», но имеет 1-2 ошибки, которые он исправляет и в последовательности и языковом оформлении повествования допускаются 1-2 дефекта | студент знает и понимает основные правила данной темы, но не полностью излагает материал и допускает неточности в определении понятий или формулирование правил; не знает достаточно глубоко и убедительно, чтобы обосновать свои суждения и привести собственные примеры; описывает материал непоследовательно (F; 0; 0 - 49%) и допускает ошибки в лингвистической формализации сказанного | студент не знает большую часть соответствующего вопроса, «неудовлетворительно», допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, излагает материал беспорядочно и недостоверно. |
Критерии оценки практического задания (работы). | студент глубоко владеет учебным материалом по теме практической работы, демонстрирует владение взаимосвязью основных понятий, используемых в работы, и способен ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы. Студент демонстрирует свои знания теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязь между показателями отчета, дает правильный алгоритм решения, определяет межпредметные связи согласно условиям задачи. | «хорошо» (В+, В, В-, С+; 3,33 – 2,33; 70 – 89%) ставится, если студент знает учебный материал, усвоил основную литературу и может полностью ответить на все дополнительные и уточняющие вопросы. Студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допускает небольшие неточности в решении задач, не до конца понимает межпредметные связи при выборе правильного алгоритма решения задачи. | студент усвоил общий материал практической работы и не ответил на все уточняющие и дополнительные вопросы. Учащийся испытывает трудности с правильной оценкой предложенного задания, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов учителя, если в наводящих вопросах учителя не удается выбрать алгоритм решения задачи. | «неудовлетворительно» (F; 0; 0 – 49%) присваивается студенту, если он имеет значительные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, не полностью раскрывает содержание вопросов, не может ответить уточняющие и дополнительные вопросы. Когда обучающийся неправильно оценивает событие, не выбирает правильный алгоритм действий. Развернутый ответ обучающегося должен быть связным, логически последовательным по заданной теме, должен демонстрировать его умение применять определения и правила в реальных ситуациях. Показатели оценки: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень понимания, понимания того, что изучается; 3) лингвистическая формализация ответа. |
Критерии оценки занятия по семинарской модели | студент полностью и правильно ответил на вопросы семинара, логически структурировал и изложил материал. В этом случае студент должен знать специальную литературу. Для получения отличной оценки необходимо продемонстрировать умение выявлять проблемные вопросы в соответствующей области, анализировать их и предлагать решения, уточнять и давать полные ответы на дополнительные вопросы; | студент отвечал на вопросы семинара совершенно правильно, сохраняя логику изложения материала, но не носил принципиальный характер при ответе, допускается Отдельные неточности сдаются студенту. «Хорошо» может быть показано студенту, если он не сможет четко и полно ответить на уточняющие и дополнительные вопросы; | студент, допустивший ошибки и неточности при ответах на вопросы семинара, показавший, что не умеет логически строить материал ответа и не может сформулировать свою позицию по проблемные вопросы, полное сдается студенту, не показавшему образования. При этом ошибки хотя бы в одной из задач не должны быть радикальными; | студент не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы |
Критерии оценки тестовых заданий: | студенты, правильно ответившие на вопросы теста, получают -100 – 90% от общего количества заданных вопросов теста; | студенты с правильным количеством ответов на 89-75 % от общего количества заданных вопросов теста; | студенты с правильным количеством ответов на вопросы теста получают 74-50% от общего объема заданных вопросов теста; | менее 50 % от общего количества заданных тестовых вопросов получены обучающимися с правильным количеством ответов на тестовые вопросы. |
Критерии оценки уровня владения дисциплинарными компетенциями в промежуточной комплексной контрольной работе | студент выполнил тестовое задание в полном объеме, продемонстрировал отличные знания и умения в рамках изученного учебного материала, контрольная работа выполнена аккуратно. и согласно установленным требованиям | студент полностью выполнил тестовое задание, продемонстрировал хорошие знания и умения, но не смог обосновать оптимальность предложенного решения, Имеются огрехи в оформлении тестовой работы | студент полностью выполнил тестовое задание, но допустил существенные неточности, не смог правильно интерпретировать результаты, качество контрольной работы недостаточно. - «удовлетворительно» (С, С-, D+, D; 2,0 – 1,0; 50 – 69%) – Студент полностью выполнил тестовое задание, но допустил существенные неточности, не смог правильно интерпретировать результаты, качество контрольной работы недостаточно. | студент полностью выполнил тестовое задание, но допустил существенные неточности, не смог правильно интерпретировать результаты, качество контрольной работы недостаточно. |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Микроэкономиканың пәні мен әдісі, сұраныс, ұсыныс және нарықтық тепе-теңдік
- Тұтынушылық мінез-құлық және сұраныс теориясы
- Кәсіпорын, өндіріс және ұсыныс игіліктер
- Фирманың әр түрлі нарықтық құрылымдардағы тәртібі
- Өндіріс факторларының нарығы
- Жалпы тепе-теңдік және экономикалық тиімділік
- Экономиканы талдауға макроэкономикалық көзқарас
- Жалпы макроэкономикалық тепе-теңдік
- Классикалық және кейнсиандық үлгілерде өндірістің тепе-тең көлемі
- Монетарлық саясат, фискалдық саясат
- Макроэкономикалық динамика
- Бюджеттік тапшылық және мемлекеттік борыш
- Төлем балансы және валюталық бағамдар
- Халықаралық сауда және сауда саясаты
Негізгі әдебиет
- 1. Киреев, А.П. Микроэкономика для продвинутых: задачи и решения [Текст] : учеб. пособие / А. П. Киреев, П. А. Киреев. - М. : Вузовский учебник: ИНФРА, 2013. 2. Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах : учеб. пособие / А. П. Воронин. - М. : Экономика, 2009. 3. Тарасевич Л.С. Микроэкономика : учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский ; СПб гос. ун-т экономики и финансов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2006. 4. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : Учебник / Фин.акад.при Правительстве РФ ; под ред. А. Г. Грязновой, под ред. А. Ю. Юданова. - 2-е изд., испр. - М. : КноРус, 2005. 5. Агапова Т.А. Макроэкономика : Учеб. / Т.А.Агапова, С.Ф.Серегина; Ред. А.В.Сидорович. - 6-е изд. стер. - М. : Дело и сервис, 2004. 6. Тарасевич Л.С. Макроэкономика : Учеб. / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, .И.Леусский. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2004. 7. Вечканов Г.С. Макроэкономика : учебное пособие / Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова. - 6-е изд. - М. ; СПб. ; Нижний Новгород ; Воронеж ; Ростов н/Д ; Екатеринбург ; Самара ; Новосибирск ; Киев ; Харьков ; Минск : Питер2005. 8. Ивашковский С.Н. Макроэкономика : Учебник / С.Н.Ивашковский ; Московский гос.ин-т междунар.отношений(университет) МИД РФ. - М. : Дело, 2004. 9. Туманова Е.А. Мароэкономика. Элементы продвинутого подхода : учебник / Е. А. Туманова, Н. Л. Шагас ; МГУ им. Ломоносова. Эконом. фак. - М. : Инфра-М, 2007. 10. Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Киселева. - М. : КноРус, 2008.
Қосымша әдебиеттер
- .