Современный медиарынок

Байтикенова Гульжан Альпековна

Портфолио преподавателя

Описание: Изучается медиарынок, включающий в себя ресурсный рынок и информационный рынок. Ресурсный рынок охватывает необходимые составляющие производства информационного контента: финансы, материалы, различные виды информации. На информационном рынке продукция СМИ становится товаром и участвует в процессе купли и продажи. Включает в себя: прессу, аудиовизуальные СМИ, электронные СМИ, издания информационных агентств, кинодокументалистику.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Основы маркетинга

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • предназначена для формирования у студента общих представлений о принципах экономического функционирования медиарынка и общей системы СМИ, о современном состоянии медиаиндустрии в Казахстане и за рубежом, экономики различных сегментов рынка СМИ (газетного, журнального, радио, телевидения, онлайновых СМИ).
Задача
  • изучение современного состояния системы средств массовой коммуникации и информации, ее инфраструктуры, а также основных организационных форм медиаиндустрии; понимание базовых типологических признаков различных медиасистем, а также их основных отличительных черт; овладение навыками профессиональной деятельности с учетом специфики средства медиасистем
Результат обучения: знание и понимание
  • культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью использовать на практике навыки и умения в организации профессионально-творческих и научно-исследовательских работ, в управлении коллективом; способностью к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации способностью использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение;
  • профессионально-творческих и научно-исследовательских работ, в управлении коллективом;
  • способностью к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации
  • способностью использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • владением системой теоретических знаний, относящихся к определенному направлению и виду журналистской деятельности; умением выполнять, основываясь на полученных теоретических знаниях и практике СМИ, на высоком профессиональном уровне различные виды редакционной работы, связанные с решением задач повышенной сложности, и должностные обязанности в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры;
Результат обучения: формирование суждений
  • способностью к анализу и оценке эффективности своей работы, ее сильных и слабых сторон (развитая профессиональная рефлексия), к профессиональному совершенствованию на основе отечественного и зарубежного опыта; основательным владением знаний, касающихся объекта научных исследований - журналистики как части системы массовой коммуникации: роль СМК и СМИ в обществе, социальные функции средств массовой информации, механизмы и принципы функционирования, типология, аудитория, контент, проблемы эффективности, современная практика, тенденции развития, отечественные и зарубежные медиаконцепции; способностью порождать новые идеи;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • способностью к критическому, аналитическому мышлению, к инновационной деятельности; умением самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методики информационных технологий; умением провести необходимое теоретическое и эмпирическое исследование, проанализировать его результаты, сделать значимые выводы теоретического и профессионально-практического характера;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • основательными знаниями видов и типов научных медиаисследований, принципов разработки их методологии, методики и правил организации исследования, методов анализа и интерпретации полученных данных; способностью использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
Методы преподавания

Анализ цифровых стратегии ведущих интернет-медиа в условиях дигитализации, применение сегментов новых форматов медиарынка;

Изучение и анализ медийно-информационных технологий, которая характеризуется всеобщей доступностью медиаресурсов и свободой их использования для производства отдельных текстов, блогов, сайтов, сетевых изданий

Темы лекционных занятий
  • Казахстанские средства массовой информации, развитие и сущность; Основные характеристики медиасистемы: элементы, компоненты, свойства; Базовые понятия курса: медиа, информация, масс-медиа, коммуникация
  • Модели медиасистемы
  • Эволюция медиасистемы: от специальных приложений до информационно-промышленных концернов
  • Виды стратегий медиасистемы
  • Глобальные трансформации СМИ: новые медиа, информальные медиа, конвергенция СМИ
  • Личность в современной медиасистеме
  • Моделирование современных медиаорганизаций
  • Медиапланирование в журналистике; Разработка медиаплана
  • Пиартекст в медиапланировании
  • Разработка медиаплана
Основная литература
  • «eLibrary.ru: научная электронная библиотека» (крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования) – www.elibrary.ru Аронсон, Э., Пратканис, Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии и масс-медиа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2005. №1 Грабельников, А.А.Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы: Монография / А.А.Грабельников. -–М.: РИП-Холдинг, 2001 Бузин, В. Н. Медиапланирование. Теория и практика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Со- циология», «Журналистика» / В. Н. Бузин, Т. С. Бузина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с. - ISBN 978-5-238-01769
Дополнительная литература
  • Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены // Информационный бюллетень ВЦИОМ. – 2002. - №3. Анохин, М.Г. Политика: возможности современных технологий / М.Г Анохин, В.С Комаровский. - М.:Изд-во РАГС, 1998. Аронсон, Э., Пратканис, Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.