Создание приложений искусственного интеллекта

Вайс Юрий Андреевич

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: В дисциплине описываются интрументальные средства разработки приложений искусственного интеллекта. Рассматриваются вопросы программной реализации элементов нейронной сети и построения многослойных нейронных сетей. Обучающиеся получат практические навыки по применению специализированных библиотек формирования нейронных сетей и их обучения, обработки изображений для распознавания объектов.

贷款数: 8

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 45
*srop(zh-CN)* 45
*sro(zh-CN)* 120
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • создание и изучение функционирование приложений искусственного интеллекта
Задача
  • изучить основные методы интеллектуального анализа данных и машинного обучения, основные принципы поиска, сбора, очистки, хранения, обработки, анализа и визуализации данных;
  • научиться применять технологии обработки больших данных для решения прикладных задач.
Результат обучения: знание и понимание
  • знание основных понятий ИИ, истории, моделей представления знаний
  • понимание основных концепций, овладение методами ИИ на уровне ИТ специалистов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • способность использовать представленные теории, методы и принципы ИИ для создания интеллектуальных программных систем
Результат обучения: формирование суждений
  • обсуждать, анализировать и реализовывать технологий ИИ
Результат обучения: коммуникативные способности
  • развить коммуникационные способности, необходимые для работы в команде.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания на практике.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа 1 0-100
Лабораторная работа 2
Лабораторная работа 3
Рубежное тестирование 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа 4 0-100
Лабораторная работа 5
Лабораторная работа 6
Рубежное тестирование 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Ответы на контрольные вопросы демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение материалом и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, оказывает свободное владение материалом, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение материалом, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение материалом, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на лабораторных занятиях выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «отлично», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на «отлично», но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна не критичная ошибка или не более двух недочетов, при этом обучающийся может их исправить самостоятельно без помощи преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущена одна грубая ошибка и не более двух-трех недочетов, при этом обучающийся может их исправить с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не более 50% от объема, что не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует отсутствие владения основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «удовлетворительно», не может ответить на большую часть из поставленных вопросов.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основы ИИ и машинного обучения. История, концепции, основные направленияобучения и обработки больших данных.
  • Типы машинного обучения. Контролируемое, неконтролируемое, обучение с подкреплением
  • Подготовка данных. Очистка, нормализация, отбор признаков
  • Линейная и логистическая регрессия. Метрические алгоритмы (kNN)
  • Деревья решений. Случайные леса, метод градиентного бустинга (XGBoost)
  • Основы искусственных нейронных сетей. Персептроны, MLP
  • Свёрточные нейросети. CNN для анализа изображений
  • Рекуррентные нейросети. RNN, LSTM, GRU для работы с последовательностями
  • Обзор инструментов. TensorFlow, PyTorch, Scikit-learn
  • Обучение моделей. Тестирование моделей, борьба с переобучением
  • Развертывание моделей ИИ. Flask, FastAPI, облачные платформы (Google Colab, AWS, Azure)
  • Компьютерное зрение. OpenCV, детекция объектов (YOLO)
Основная литература
  • Фостер Дэвид. Генеративное глубокое обучение. Как не мы рисуем картины, пишем романы и музыку. 2-е международное изд. Санкт-Петербург: Издательский дом Питер, 2024.- 448 с. - ISBN 978-601-08-3729-4
  • Харбанс Р.: Грокаем алгоритмы искусственного интеллекта. Санкт-Петербург: Питер- Трейд, 2022.- 368 с. – ISBN 978-5-4461-2924-9
  • Баймұхамедов М.Ф., Баймұхамедова А.М., Боранбаев С.Н. «Жасанды интеллект: қазіргі заманғы теория және тәжірибе. Artificial Intelligence: Modern Theory and Practice» (в одной книге на казахском и английском языках) (реализация в двух томах). Алматы: Бастау, 2020 (ISBN 1т.- 978-601-7991-32-6) (ISBN 2т.- 978-601-7991-33-3);
  • Яворский В.В. Интеллектуальные информационные технологии: учебник / В.В. Яворский. - Алматы : Эпиграф, 2019. - 342, [1] с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 341-342. - ISBN 978-601-327-561-1.
  • Разработка и анализ данных: учеб. пособие / Р. У. Тукеев; КазНУ им. аль-Фараби. - Алматы : Қазақ ун-ті, 2017. - 109 с. ISBN 978-601-04-2261-2
  • Шевчук Е.В. Интеллектуальные информационные системы: учебно-методическое пособие / Е.В. Шевчук. - Алматы: CyberSmith, 2017. - 137 с. - ISBN 978-601-310-319-8.
  • Искусственный интеллект.В 3-х книгах. - М. : Радио и связь. Кн.3 : Программные и аппаратные средства : справочное издание / Ред. Д.А. Поспелов. - М. : Радио и связь, 1990. - 363 с. : ил. - Библиогр.: с.329-361. - Б. ц.
  • Искусственный интеллект. В 3-х книгах. - М. : Радио и связь. Кн.2 : Модели и методы : справочное издание / Ред. Д.А. Поспелов. - М. : Радио и связь, 1990. - 304 с. : ил. - Библиогр.: с.257-303. - Б. ц.
Дополнительная литература
  • RYAN BENNETT. Artificial Intelligence and Generative AI Made EASY: A Beginner's Guide to Mastering ChatGPT, Google Bard, and Tomorrow's Tech Today. 2023;
  • Data Science на службе бизнеса. Книга об интеллектуальном анализе данных / Д. М. Назаров, С.В.Бегичева, Д.Б. Ковтун, А.Д. Назаров. – Москва: Ай Пи Ар Медиа; Алматы: EDP Hub (Идипи Хаб), 2023. – 330 с.;
  • Новиков, Ф. А. Символический искусственный интеллект: математические основы представления знаний: учебное пособие для вузов / Ф. А. Новиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 278 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00734-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт;
  • Агамалиев Р.: От "Энигмы" до ChatGPT. Эволюция искусственного интеллекта и российские бизнес-кейсы. – Москва: Миф, 2024. – 208 стр. - ISBN 978-5-00214-351-1
  • Оразбаев Б.Б. Методы и системы искусственного интеллекта в экономике: учебное пособие для студентов и магистрантов специальностей "Информационные системы" и "Вычислительная техника и программное обеспечение" в экономических вузах / Б.Б. Оразбаев, Б.А. Серимбетов. - Алматы : Эпиграф, 2019. - 307, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 305-307. - ISBN 978-601-240-394-7.