Теория информации
Beschreibung: Изучение дисциплины даёт студенту теоретические основы измерения, хранения информации и передачи информации. Основными задачами являются изучение теоретических основ измерения информации, принципов передачи информации, методов эффективного и помехозащитного кодирования информации, теории сигналов.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Математика 2
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | |
Laborarbeiten | 30 |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | экзамен |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- дать студенту теоретические основы измерения информации и передачи информации
Задача
- изучение теоретических основ измерения информации, принципов передачи информации, теории сигналов, кодирования информации
Результат обучения: знание и понимание
- методы эффективного и помехоустойчивого кодирования информации
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- определение количества информации в сообщениях
- кодирование цифровых данных
Результат обучения: формирование суждений
- формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учётом социальных, профессиональных и этических позиций
Результат обучения: коммуникативные способности
- навыки межличностной и групповой коммуникации для делового взаимодействия в рамках ИТ проектов и других видов деятельности
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- развивать навыки обучения, способствующие профессиональному и личностному развитию, повышению квалификации в области информационных технологий
Lehrmethoden
Содержание учебного материала диктует выбор методов обучения: информационно-развивающие – лекция, объяснение, демонстрация, решение задач, самостоятельная работа с рекомендуемой литературой; проблемно-поисковые и исследовательские – самостоятельная проработка предлагаемых проблемных вопросов по дисциплине.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | лабораторная работа 1 | 0-100 |
лабораторная работа 2 | ||
лабораторная работа 3 | ||
Рубежный тест | ||
2 Bewertung | лабораторная работа 4 | 0-100 |
лабораторная работа 5 | ||
лабораторная работа 6 | ||
рубежный тест | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Работа на практических занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Сообщения и информация. Меры информации. Система передачи информации
- Определение энтропии, основные свойства энтропии.
- Условная энтропия, энтропия объединения
- Передача информации по каналу без помех. Виды каналов передачи информации. Информационная модель канала. Теорема Шеннона о кодировании
- Эффективное кодирование. Алгоритмы сжатия.
- Словарно-ориентированные методы сжатия
- Сжатие графической, звуковой и видео информации
- Передача информации по каналу с помехами. Дискретный канал с помехами.
- Помехоустойчивое кодирование
- Сигналы. Математические модели сигнала
- Преобразование сигналов. Квантование сигналов
- Каналы передачи информации. Виды каналов.
- Модуляция сигналов
- Информационные системы - объект применения основных принципов и методов теории информации
Основная литература
- Теория информации для бакалавров, Павлов Ю.Н., Смирнова Е.В., Тихомирова Е.А., 2016.
- Костров Б.В. Основы цифровой передачи и кодирования информации – М.: ТехБук, 2007г
- Морелос-Сарагоса Р. Искусство помехоустойчивого кодирования. Методы, алгоритмы, применение. – М.: Техносфера, 2006
- Душин В.К. Теоретические основы информационных процессов и систем: Учебник. – Дашков и К, 2014г
Дополнительная литература
- Ахмеджанов Р.А., Чередов А.И. Физические основы получения информации: учебное пособие. – УМЦ ЖДТ (Маршрут), 2013 г
- Шеннон К.Работы по теории информации и кибернетики. М.: Издательство иностранной литературы, 1963
- Гухман В.Б. Философия информации. – ИНТУИТ, 2013г