Фотограмметрия и дистанционное зондирование

Асылханова Жанна Александровна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Курс предусматривает изучение теоретических основ фотограмметрии, цифровой фотограмметрии и применение современных высокоэффективных технологий дистанционного зондирования земли при производстве и обновлении топографических планов и карт, что позволяет производить землеустроительные и кадастровые работы в кратчайшие сроки и с высоким качеством.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Геодезия

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • обучение будущих специалистов основам теоретических и практических знаний по основным видам фотограмметрических процессов, методов их оценки и анализа качества полученных материалов, корректировки карт и планов, а также при решении различных инженерных задач, связанных с созданием карт и планов различных масштабов и сгущению опорной фотограмметрической сети.
Задача
  • подготовка студентов к решению производственно-технических и проектных задач топографо-геодезического производства;
  • овладение студентом навыков работы на современных фотограмметрических приборах при составлении и обновлении карт и планов по стереомодели местности, а также для определения и измерения координат и высот точек по аэрокосмическим и наземным снимкам;
  • формирование социально-личностных качеств для работы в профессиональной среде.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знание фотограмметрических приборов, вычислительной техники и средств автоматизированной обработки информации, используемых для фотограмметрических измерений и математической обработки их результатов, а также создания карт.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Умение применять современные методы и способы фотограмметрических работ при геодезическом обеспечении объектов экономики с использованием современных технологий и программных средств.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о способах производства различных фотограмметрических измерений и условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способность к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки работы с фотограмметрическими приборами, оборудованием и инструментами, с компьютерными технологиями выполнения геодезических работ.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);

решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Опрос лекционных занятий 0-100
Лабораторные занятия
Практические занятия
Защита рефератов, презентаций
Контрольная работа
2  *Rating(zh-CN)* Опрос лекционных занятий 0-100
Лабораторные занятия
Практические занятия
Защита рефератов, презентаций
Контрольная работа
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Лекция Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Практические занятия Выставляется, если обучающийся выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выставляется, если обучающийся выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выставляется, если обучающийся выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выставляется, если обучающийся выполнил работу не полностью или объём выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Лабораторные занятия Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего лабораторного занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение лабораторного занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении задач. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос, вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи.
Реферат Выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Выставляется, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Выставляется, если тема реферата не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же реферат не представлен вовсе.
Контрольная работа Выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой; как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Рейтинг Выставляется, если обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, темы раскрыты полностью, выдержан объём, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Выставляется, если основные требования к рейтингу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к рейтингу; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к рейтингу; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Экзамен Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Вводная лекция. Предмет и задачи фотограмметрии. Краткий обзор развития фотограмметрии и ее связь с другими дисциплинами. Современные проблемы и перспективы развития
  • Понятие об аэро- и космических съемках, их классификация и задачи. Фототопография. Виды и методы фототопографических съемок.
  • Основные параметры аэрофотосъемки и их определение. Производство аэрофотосъемочных работ. Аэрофотосъемочное оборудование. Накидной монтаж и его составление. Оценка качества летно-съемочных работ
  • Понятие о центральной проекции. Аэрофотоснимки и их свойства. Построения изображения на снимке. Характерные линии и точки снимка. Масштабы. Смещение изображений на аэроснимках.
  • Введение в зрительное восприятие. Монокулярное и бинокулярное зрение. Стереоэффект и его виды. Стереоскопическая модель местности. Стереоскоп
  • Элементы ориентирования аэроснимков. Элементы внутреннего, внешнего и взаимного ориентирования снимков. Определение элементов ориентирования.
  • Дешифрирование аэроснимков. Виды дешифрирования. Топографическое и специальное дешифрирование. Классификация объектов дешифрирования. Основные дешифровочные признаки. Технологические схемы дешифрирования.
  • Продольный и поперечный параллаксы. Определение превышений по аэроснимкам. Формулы определения превышений и разности продольных параллаксов. Стереометр. Теория коррекционных устройств. Ориентирование снимков по установленным величинам и по 6-ти стандартно расположенным точкам.
  • Продольный и поперечный параллаксы. Определение превышений по аэроснимкам. Формулы определения превышений и разности продольных параллаксов. Стереометр. Теория коррекционных устройств. Ориентирование снимков по установленным величинам и по 6-ти стандартно расположенным точкам.
  • Комбинированный метод создания карт.
  • Планово-высотная привязка аэроснимков.
  • Фототриангуляция. Пространственная фототриангуляция. Наземное управление для аэрофотограмметрии. Планирование проекта.
  • Теоретические основы цифровой фотограмметрической обработки аэроснимков
Основная литература
  • Писецкая О.Н., ШуляковаТ.В., Ярмоленко А.С. Фотограмметрия и дистанционное зондирование Земли: учебно-методическое пособие // – Горки : БГСХА, 2020. – 174 с.
  • Михайлов А. П., Чибуничев А. Г., Фотограмметрия: учебник - М.: Изд-во МИИГАиК, 2016. – 294 с.
  • Новые технологии дистанционного зондирования Земли из космоса / В. В. Груздов, Ю. В. Колковский, А. В. Криштопов, А. И. Кудря. — Москва : Техносфера, 2019. — 482 c. — ISBN 978-5-94836-502-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/93363.html
  • Лимонов А.Н. Фотограмметрия и дистанционное зондирование : учебник для вузов / Лимонов А.Н., Гаврилова Л.А.. — Москва : Академический проект, 2020. — 296 c. — ISBN 978-5-8291-2979-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110099.html
  • Фотограмметрия и дистанционное зондирование территории : учебное пособие / составители С. С. Рацен [и др.]. — Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2023. — 149 c. — ISBN 978-5-98346-146-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/136985.html
  • Калашников, К. И. Основы дистанционного зондирования и фотограмметрия : учебное пособие для СПО / К. И. Калашников, Г. Ф. Кыркунова. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 174 c. — ISBN 978-5-4488-1654-3, 978-5-4497-2236-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/131647.html
  • Зольников, И. Д. Введение в геоинформационные системы и дистанционное зондирование : учебно-методическое пособие / И. Д. Зольников, Н. В. Глушкова. — Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 2023. — 88 c. — ISBN 978-5-4437-1498-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/134567.html
Дополнительная литература
  • Назаров А.С. Фотограмметрия. - М.: ТетраСистемс, 2010
  • Обиралов А.И., Лимонов А.Н., Гаврилова Л.А. Фотограмметрия. – М.: КолосС, 2006
  • Лабутина И.А. Дешифрирование аэрокосмических снимков - М.: Аспект Пресс, 2004
  • Обиралов А.И., Лимонов А.Н., Гаврилова Л.А. Фотограмметрия и дистанционное зондирование. - М.: КолосС, 2006
  • А. Н. Лимонов, Л. А. Гаврилова, Научные основы фотограмметрии и дистанционного зондирования [Электронный ресурс]: электронный учебник - Москва: Государственный университет по землеустройству, 2014
  • Головина Л. А., Дубовик Д. С. Топографическое дешифрирование снимков // Учебно-методическое пособие - Новосибирск, СГГА, 2011 год.
  • Калашников, К. И. Дистанционное зондирование Земли из космоса : учебное пособие / К. И. Калашников, Г. Ф. Кыркунова. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 184 c. — ISBN 978-5-4497-2226-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/131640.html
  • Тюкленкова Е.П. Фотограмметрия и дистанционное зондирование: учеб.-метод пособие к лабораторным работам по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» / Е.П. Тюкленкова. – Пенза: ПГУАС, 2016. – 76 с.