Ландшафтоведение
Описание: Курс формирует теоретические знания о географической оболочке и ландшафтной сфере Земли как природной и природно-антропогенной среде человечества, морфологии, динамике и классификации ландшафтов, роли климатических, почвенно-гидрологических и биологических факторов в формировании и функционировании ландшафта. Развивает геоэкологическое мировоззрение, способствует применению навыков ландшафтных методов исследования и умения оценивания экологического состояния природных объектов.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Почвоведение
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Целью курса «Ландшафтоведение» является изучение студентами теории ландшафта как методологической основы для дальнейшего изучения природных процессов и явлений, оптимизации ландшафтов.
Задача
- Основные задачи курса заключаются в формировании у студентов представлений о составе, строении, законах развития и территориального расчленения географической оболочки земли, о причинах как общей, так и локальной ее физико-географической дифференциации, раскрывающей разнообразие ее природных территориальных комплексов (ландшафтов).
- ознакомить студентов с историей развития ландшафтоведения в контексте развития естественных наук; изучить методологические подходы и теоретические достижения фундаментального ландшафтоведения с целью эффективного использования полученных знаний в различных областях практической деятельности; ознакомить с глобальными и региональными закономерностями дифференциации ландшафтов земного шара и более детально. рассмотреть основные подходы к интеграции ландшафтных комплексов с использованием методов классификации и районирования; 4 обучить студентов практическим навыкам работы, включая освоение географических, экологических, аналитических, картографических, оценочных и других методов, оказать помощь в овладении приемами самостоятельного научного исследования, в том числе работы со специальной литературой.
Результат обучения: знание и понимание
- Выпускник, освоивший дисциплину: Должен знать: - общие теоретические вопросы учения о ландшафтах, геохимии, геофизики ландшафтов в рамках направления и - систематизацию ландшафтов по различным факторам (иерархическому, типологическому, геохимическому, антропогенному); - региональные особенности формирования природных и геохимических ландшафтов; – влияние биоты на атмосферные осадки, – интенсивность транспирации влаги, – формы абиотической миграции вещества литосферы (механический перенос, дефляция), – затраты тепла на фотосинтез, транспирацию, испарение.
- -место, задачи и функции ландшафтоведения в системе географических наук и его роль в решении теоретических и практических задач для достижения устойчивого развития регионов; –важнейшие научно-теоретические достижения научных ландшафтных школ Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Австралии, а также России и Беларуси; -методологические подходы, понятия, термины, методы ландшафтоведения, теоретические проблемы и перспективные направления развития современной науки о ландшафте; -природные процессы (геохимические, геофизические, биологические, абиотические), их роль и особенности проявления в функционировании, динамике и эволюции ландшафтов; -глобальные закономерности дифференциации ландшафтов мира и региональные особенности территориального распространения ландшафтов Беларуси; -правила, критерии и показатели интеграции ландшафтных комплексов в процессе их типологии, классификации и районирования; -этапы и методы проведения прикладных ландшафтных исследований.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Ландшафтоведение использует разнообразные методы и приемы, но они все имеют одну основу, которая заключается в использовании пространственно-сравнительного подхода – сравниваются элементы, состояние, факторы, системы, организация. Сравнение необходимо для того, чтобы выявить общие и индивидуальные свойства, групповые свойства, при этом ищут аналогию. В основе этого подхода лежит картографирование ландшафтов.Сравнительный подход имеет два направления применения: при прогнозировании поведения и состояния геосистем, предполагающих сопоставление слабо изученного объекта с хорошо изученным аналогом; сопоставление ландшафтов одинаково изученных и находящихся или на одной, или на разных стадиях развития. При использовании исторического подхода применяются логические операции сравнения состояний, анализируются изменения значимых характеристик в целом комплекса, или тех факторов, которые его формируют. При историческом подходе существует большое число методов и операций. студент должен применять Применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в геофизике, геохимии, экологии и других науках естественнонаучного профиля. Разрабатывать методические подходы, выбирать приборы и оборудование, картографические и справочные материалы и проводить научно- исследовательские работы в области наук о Земле.
Результат обучения: формирование суждений
- Самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.А также должен определять и обсуждать проблемы в области геоэкологии и осуществлять постановку научных задач, представляющих как теоретический интерес, так и практическую значимость в области природопользования.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Разрабатывать методические подходы, выбирать приборы и оборудование, картографические и справочные материалы и проводить научно-исследовательские работы в области геоэкологии
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, обработки, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией
Методы преподавания
1. «Ландшафтоведение» и учебного плана по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» и позволит решать профессиональные задачи, иметь профессиональную направленность; охватывать теоретическую, познавательную и практиче скую компоненты деятельности подготавливаемого специалиста; подготавли- вать будущего специалиста к самообучению и саморазвитию. Освоение курса базируется на знаниях, полученных при изучении других дисциплин, так как ландшафтная оболочка включает в себя части всех оболочек Земли. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки в области: геодезии, ботаники, экологии, химии, математической статистики, современных информационных ГИС технологий и т.д. В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями: способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-1); пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки (ОПК-2); способностью проведения ландшафтного анализа, оценки состояния растений на этапе предпроектных изысканий (ОПК-5).
Темы лекционных занятий
- Предмет и предмет исследования ландшафта
- Структура ландшафтных исследований
- Формирование ландшафтного управления как науки
- Динамика и развитие ландшафта
- Морфология ландшафтов
- Антропогенный ландшафт
- Геохимия и геофизика ландшафта
- Ландшафт и его структура
- Классификация ландшафтов
- Ландшафты Восточного Казахстана
- Экологическое районирование ландшафта
- Методы полевых исследований ландшафта
- Основы методов физико-географического районирования
- Физика является теоретической основой географических областей
- Основные принципы ландшафтоведении
Основная литература
- Л. К. Казаков, Ландшафтоведение. М.: Академия, 2016. - 336 с.
- А. И. Голованов, Е. С. Кожанов, Ю. И. Сухарев , Ландшафтоведение. М.: КолосС, 2016. -216 с.
- Б.Ф. Пшеничников, Н.Ф. Пшеничникова. Основы ландшафтоведения: учебное пособие. Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал. ун-та, 2018. – 304 с.
- Л. К. Казаков, Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования (М.: Академия, 2018. -312 с.
- В.Т. Старожилов. Эрозионные процессы в ландшафтах зон паводочного затопления. Учебное пособие. 2019. -221 с.
Дополнительная литература
- Николаев. В.А. Ландшафтоведение. - М.: Изд-во географ. ф-та МГУ. 2016.
- Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования. Учебное пособие - 2-е издание. - М.: Изд. центр "Академия". 2018. - 338 с. - ISBN 978-5-7695-5612-8.
- Кафанов А. И., Кудряшов В. А. Выдающиеся учёные-биогеографы: Биобиблиографический справочник. — М., 2017. — 308 с.