Landscape science
Description: The course forms theoretical knowledge about geographical cover and landscape sphere of the Earth as natural-anthropogenic environment of mankind, morphology, dynamics and classification of landscapes, role of climatic, soil-hydrological and biological factors in landscape formation and functioning. Develops geo-environmental outlook, promotes the application of landscape research methods skills to assess the ecological condition of natural objects.
Amount of credits: 5
Пререквизиты:
- Soil Science
Course Workload:
Types of classes | hours |
---|---|
Lectures | 15 |
Practical works | 30 |
Laboratory works | |
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
SAW (Student autonomous work) | 75 |
Form of final control | Exam |
Final assessment method |
Component: Component by selection
Cycle: Base disciplines
Goal
- Целью курса «Ландшафтоведение» является изучение студентами теории ландшафта как методологической основы для дальнейшего изучения природных процессов и явлений, оптимизации ландшафтов.
Objective
- Основные задачи курса заключаются в формировании у студентов представлений о составе, строении, законах развития и территориального расчленения географической оболочки земли, о причинах как общей, так и локальной ее физико-географической дифференциации, раскрывающей разнообразие ее природных территориальных комплексов (ландшафтов).
- ознакомить студентов с историей развития ландшафтоведения в контексте развития естественных наук; изучить методологические подходы и теоретические достижения фундаментального ландшафтоведения с целью эффективного использования полученных знаний в различных областях практической деятельности; ознакомить с глобальными и региональными закономерностями дифференциации ландшафтов земного шара и более детально. рассмотреть основные подходы к интеграции ландшафтных комплексов с использованием методов классификации и районирования; 4 обучить студентов практическим навыкам работы, включая освоение географических, экологических, аналитических, картографических, оценочных и других методов, оказать помощь в овладении приемами самостоятельного научного исследования, в том числе работы со специальной литературой.
Learning outcome: knowledge and understanding
- Выпускник, освоивший дисциплину: Должен знать: - общие теоретические вопросы учения о ландшафтах, геохимии, геофизики ландшафтов в рамках направления и - систематизацию ландшафтов по различным факторам (иерархическому, типологическому, геохимическому, антропогенному); - региональные особенности формирования природных и геохимических ландшафтов; – влияние биоты на атмосферные осадки, – интенсивность транспирации влаги, – формы абиотической миграции вещества литосферы (механический перенос, дефляция), – затраты тепла на фотосинтез, транспирацию, испарение.
- -место, задачи и функции ландшафтоведения в системе географических наук и его роль в решении теоретических и практических задач для достижения устойчивого развития регионов; –важнейшие научно-теоретические достижения научных ландшафтных школ Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Австралии, а также России и Беларуси; -методологические подходы, понятия, термины, методы ландшафтоведения, теоретические проблемы и перспективные направления развития современной науки о ландшафте; -природные процессы (геохимические, геофизические, биологические, абиотические), их роль и особенности проявления в функционировании, динамике и эволюции ландшафтов; -глобальные закономерности дифференциации ландшафтов мира и региональные особенности территориального распространения ландшафтов Беларуси; -правила, критерии и показатели интеграции ландшафтных комплексов в процессе их типологии, классификации и районирования; -этапы и методы проведения прикладных ландшафтных исследований.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- Ландшафтоведение использует разнообразные методы и приемы, но они все имеют одну основу, которая заключается в использовании пространственно-сравнительного подхода – сравниваются элементы, состояние, факторы, системы, организация. Сравнение необходимо для того, чтобы выявить общие и индивидуальные свойства, групповые свойства, при этом ищут аналогию. В основе этого подхода лежит картографирование ландшафтов.Сравнительный подход имеет два направления применения: при прогнозировании поведения и состояния геосистем, предполагающих сопоставление слабо изученного объекта с хорошо изученным аналогом; сопоставление ландшафтов одинаково изученных и находящихся или на одной, или на разных стадиях развития. При использовании исторического подхода применяются логические операции сравнения состояний, анализируются изменения значимых характеристик в целом комплекса, или тех факторов, которые его формируют. При историческом подходе существует большое число методов и операций. студент должен применять Применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в геофизике, геохимии, экологии и других науках естественнонаучного профиля. Разрабатывать методические подходы, выбирать приборы и оборудование, картографические и справочные материалы и проводить научно- исследовательские работы в области наук о Земле.
Learning outcome: formation of judgments
- Самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.А также должен определять и обсуждать проблемы в области геоэкологии и осуществлять постановку научных задач, представляющих как теоретический интерес, так и практическую значимость в области природопользования.
Learning outcome: communicative abilities
- Разрабатывать методические подходы, выбирать приборы и оборудование, картографические и справочные материалы и проводить научно-исследовательские работы в области геоэкологии
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, обработки, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией
Teaching methods
1. «Ландшафтоведение» и учебного плана по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» и позволит решать профессиональные задачи, иметь профессиональную направленность; охватывать теоретическую, познавательную и практиче скую компоненты деятельности подготавливаемого специалиста; подготавли- вать будущего специалиста к самообучению и саморазвитию. Освоение курса базируется на знаниях, полученных при изучении других дисциплин, так как ландшафтная оболочка включает в себя части всех оболочек Земли. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки в области: геодезии, ботаники, экологии, химии, математической статистики, современных информационных ГИС технологий и т.д. В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями: способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-1); пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки (ОПК-2); способностью проведения ландшафтного анализа, оценки состояния растений на этапе предпроектных изысканий (ОПК-5).
Topics of lectures
- Предмет и предмет исследования ландшафта
- Структура ландшафтных исследований
- Формирование ландшафтного управления как науки
- Динамика и развитие ландшафта
- Морфология ландшафтов
- Антропогенный ландшафт
- Геохимия и геофизика ландшафта
- Ландшафт и его структура
- Классификация ландшафтов
- Ландшафты Восточного Казахстана
- Экологическое районирование ландшафта
- Методы полевых исследований ландшафта
- Основы методов физико-географического районирования
- Физика является теоретической основой географических областей
- Основные принципы ландшафтоведении
Key reading
- Л. К. Казаков, Ландшафтоведение. М.: Академия, 2016. - 336 с.
- А. И. Голованов, Е. С. Кожанов, Ю. И. Сухарев , Ландшафтоведение. М.: КолосС, 2016. -216 с.
- Б.Ф. Пшеничников, Н.Ф. Пшеничникова. Основы ландшафтоведения: учебное пособие. Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал. ун-та, 2018. – 304 с.
- Л. К. Казаков, Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования (М.: Академия, 2018. -312 с.
- В.Т. Старожилов. Эрозионные процессы в ландшафтах зон паводочного затопления. Учебное пособие. 2019. -221 с.
Further reading
- Николаев. В.А. Ландшафтоведение. - М.: Изд-во географ. ф-та МГУ. 2016.
- Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования. Учебное пособие - 2-е издание. - М.: Изд. центр "Академия". 2018. - 338 с. - ISBN 978-5-7695-5612-8.
- Кафанов А. И., Кудряшов В. А. Выдающиеся учёные-биогеографы: Биобиблиографический справочник. — М., 2017. — 308 с.