Почвоведение

Асылханова Жанна Александровна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Курс направлен на ознакомление студентов с основными понятиями почвоведения, историей его развития. Студенты приобретут знания об основных факторах почвообразования, принципах классификации почвенного покрова, строении почвенных профилей различных типов почв, о физических, физико-химических, химических и биологических свойствах почв, рациональном использовании почв, получат навыки проведения морфологического обследования почвенных разновидностей.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • География. Школьный курс

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Цель изучения дисциплины «Почвоведение» - уяснить значение почвоведения в решении вопросов землеустройства, приобрести знания о происхождение и развитии почв, особенностях строения, состава и свойств, их пространственное распределение на земном шаре, о процессах взаимосвязи почвы с внешней средой, о формировании и развитии плодородия, о путях эффективного и рационального и использования почв, охраны почв от эрозии, засоления, порчи и загрязнения.
Задача
  • Современное почвоведение решает следующие задачи: · изучение образования, строения, свойств и состава почв, закономерностей их географического распространения; · изучение процессов взаимосвязи почв с внешней средой; · раскрытие принципов рационального использования почв; · обоснование необходимости тщательной охраны почвенного покрова от разрушения и загрязнения. Важнейшими задачами почвоведения является оценка земельных ресурсов. В настоящее время, в условиях коммерческого оборота некоторых категорий земель, эта задача становится особенно актуальной. Ее решение требует определения качества почвы, квалифицированной экономической и экологической оценки и, наконец, определения ее стоимости.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать: общепрофессиональные теоретические представления о происхождении, составе, свойствах, динамике и географическом распространении почв как естественноисторических образований и как объектов хозяйственного использования, научные основы повышения плодородия почв. Понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в почвоведении; использовать теоретические знания на практике, использовать методы почвенных исследований и картирования почв; определять основные физические и химические свойства почв.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Понимать: виды и причины деградации почвы, способы и меры борьбы с эрозией почвы, опустыниванием сельскохозяйственных угодий, вторичного засоления орошаемых угодий, техногенного загрязнения почвы и пути рационального использования типов почв; Уметь применять на практике знания о химических основах почвообразования и плодородия почв; процессы химической трансформации органических и минеральных компонентов почв; Применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью.
Результат обучения: формирование суждений
  • В результате освоения предмета должно выработаться творческое мышление, необходимое для выбора лучших способов решения хозяйственных задач, стоящих перед предприятием, и нахождения оптимального выхода в решении профессиональных проблем как исполнительского, так и управленческого характера; появиться практические навыки для дальнейшей научной активной профессиональной деятельности в качестве специалиста предприятия.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Обладать коммуникативными способностями, а также свободно трактовать правила и принципы на основе их научного развития и переосмысления теоретических концепций, выдвигать на производству и предлагать способы их экспериментальной проверки, а также четко и ясно сообщать свои выводы
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • разрабатывать мероприятия по мелиорации и использованию почв; осуществлять регулирование почвенных условий в агротехнологиях; разрабатывать мероприятия по защите почв от эрозии, дефляции и других видов деградации; пользоваться классификациями почв и структур почвенного покрова, классификациями земель, оценивать пригодность почв для возделывания различных сельскохозяйственных культур. Об особенностях ресурсосберегающей системы обработки почвы и ее минимализации.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Современный этап развития науки знаменателен тем, что общество входит в период получения и передачи знаний, связанный с развитием информационных и телекоммуникационных систем (технологий). Это придает наукам о живых и биокосных системах (биология, почвоведение, география, геология и пр.) широкие возможности более углубленного и разностороннего изучения и преподавания предметов, которые ранее не могли быть использованы.

Темы лекционных занятий
  • Понятие о почве. Предмет и метод почвоведения.
  • Основные морфологические признаки почв.
  • Классификация почв.
  • Почвообразующие факторы.
  • Климат как важный фактор почвообразования.
  • Процессы почвообразования.
  • Органическая часть почвы.
  • Почвенные ресурсы мира.
  • Почвы и земельные ресурсы Казахстана.
  • Черноземы. Условия формирования и морфологические признаки.
  • Каштановые почвы. Условия формирования и морфологические признаки.
  • Бурые почвы. Условия формирования и морфологические признаки.
  • Сероземные почвы. Условия формирования и морфологические признаки.
  • Такыры и солончаки на территории Казахстана.
  • Полугидроморфные и гидроморфные почвы.
Основная литература
  • Белобров, В. П. География почв с основами почвоведения / В.П. Белобров, И.В. Замотаев, С.В. Овечкин. - М.: Academia, 2016. - 384 c.
  • Ващенко, И. М. Основы почвоведения, земледелия и агрохимии / И.М. Ващенко. - М.: Прометей, 2017. - 935 c.
  • Геннадиев, А. Н. География почв с основами почвоведения / А.Н. Геннадиев, М.А. Глазовская. - М.: Высшая школа, 2016. - 464 c.
  • Геннадиев, А.Н. География почв с основами почвоведения. Гриф МО РФ / А.Н. Геннадиев. - М.: Высшая школа, 2018. - 119 c.
  • Глазовская, М.А. Общее почвоведение и география почв / М.А. Глазовская. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 202 c.
  • Добровольский, Г. В. Лекции по истории и методологии почвоведения / Г.В. Добровольский. - Москва: РГГУ, 2018. - 232 c.
  • Мария, Коснырева und Людмила Золотая Геофизические методы в почвоведении / Мария Коснырева und Людмила Золотая. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c.
Дополнительная литература
  • Қабышева Ж.К. Топырақтану//Оқулық.- Алматы, ЖШС РПБК «Дәуір», 2016.-416 б.
  • Жамалбеков Е.Ү. Топырақтану және топырақ географиясы мен экологиясы Е.Ү. Жамалбеков, Р.М. Білдебаева.- Алматы: Қазақ университеті, 2006-320 c.
  • Мирзадинов Р.А. Топырақтану: оқу құралы / Р.А. Мирзадинов, Қ.Үсен, Ә.Ә. Торғаев. – Алматы: ҚАЗ ККА, 2009. – 245 б.