Soil Science
Description: The course aims to familiarize students with the basic concepts of soil science, history of its development. Students will acquire knowledge about the main factors of soil formation, principles of soil classification, structure of soil profiles of different soil types, physical-chemical, chemical and biological properties, rational use of soils.
Amount of credits: 5
Пререквизиты:
- География. Школьный курс
Course Workload:
Types of classes | hours |
---|---|
Lectures | 15 |
Practical works | 30 |
Laboratory works | |
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
SAW (Student autonomous work) | 75 |
Form of final control | Exam |
Final assessment method |
Component: University component
Cycle: Base disciplines
Goal
- The aim of the course "Soil Science" is to understand the importance of soil science in solving the issues of land management, to acquire knowledge about the origin and development of soils, peculiarities of structure, composition and properties, their spatial distribution on the Earth, processes of interaction of soil with external environment, formation and development of fertility, ways of effective and rational use of soil, soil protection from erosion, salinity, deterioration and pollution.
Objective
- Modern soil science solves the following tasks: - study of formation, structure, properties and composition of soils, regularities of their geographical distribution; - study of processes of interrelation of soils with external environment; - disclosure of principles of rational use of soils; - substantiation of necessity of careful protection of soil cover from destruction and pollution. The most important tasks of soil science are assessment of land resources. At present, under conditions of commercial turnover of some categories of lands, this task becomes especially urgent. Its solution requires determination of soil quality, qualified economic and ecological evaluation and, finally, determination of its value.
Learning outcome: knowledge and understanding
- Знать: общепрофессиональные теоретические представления о происхождении, составе, свойствах, динамике и географическом распространении почв как естественноисторических образований и как объектов хозяйственного использования, научные основы повышения плодородия почв. Понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в почвоведении; использовать теоретические знания на практике, использовать методы почвенных исследований и картирования почв; определять основные физические и химические свойства почв.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- Понимать: виды и причины деградации почвы, способы и меры борьбы с эрозией почвы, опустыниванием сельскохозяйственных угодий, вторичного засоления орошаемых угодий, техногенного загрязнения почвы и пути рационального использования типов почв; Уметь применять на практике знания о химических основах почвообразования и плодородия почв; процессы химической трансформации органических и минеральных компонентов почв; Применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью.
Learning outcome: formation of judgments
- В результате освоения предмета должно выработаться творческое мышление, необходимое для выбора лучших способов решения хозяйственных задач, стоящих перед предприятием, и нахождения оптимального выхода в решении профессиональных проблем как исполнительского, так и управленческого характера; появиться практические навыки для дальнейшей научной активной профессиональной деятельности в качестве специалиста предприятия.
Learning outcome: communicative abilities
- Обладать коммуникативными способностями, а также свободно трактовать правила и принципы на основе их научного развития и переосмысления теоретических концепций, выдвигать на производству и предлагать способы их экспериментальной проверки, а также четко и ясно сообщать свои выводы
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- разрабатывать мероприятия по мелиорации и использованию почв; осуществлять регулирование почвенных условий в агротехнологиях; разрабатывать мероприятия по защите почв от эрозии, дефляции и других видов деградации; пользоваться классификациями почв и структур почвенного покрова, классификациями земель, оценивать пригодность почв для возделывания различных сельскохозяйственных культур. Об особенностях ресурсосберегающей системы обработки почвы и ее минимализации.
Teaching methods
Современный этап развития науки знаменателен тем, что общество входит в период получения и передачи знаний, связанный с развитием информационных и телекоммуникационных систем (технологий). Это придает наукам о живых и биокосных системах (биология, почвоведение, география, геология и пр.) широкие возможности более углубленного и разностороннего изучения и преподавания предметов, которые ранее не могли быть использованы.
Topics of lectures
- Понятие о почве
- Основные морфологические признаки почв
- Классификация почв
- Почвообразующие факторы
- Климат как важный фактор почвообразования
- Процессы почвообразования
- Органическая часть почвы
- Почвенные ресурсы мира
- Почвы и земельные ресурсы Казахстана
- Черноземы
- Каштановые почвы
- Бурые почвы
- Сероземные почвы
- Такыры и солончаки на территории Казахстана
- Полугидроморфные и гидроморфные почвы
Key reading
- Белобров, В. П. География почв с основами почвоведения / В.П. Белобров, И.В. Замотаев, С.В. Овечкин. - М.: Academia, 2016. - 384 c.
- Ващенко, И. М. Основы почвоведения, земледелия и агрохимии / И.М. Ващенко. - М.: Прометей, 2017. - 935 c.
- Геннадиев, А. Н. География почв с основами почвоведения / А.Н. Геннадиев, М.А. Глазовская. - М.: Высшая школа, 2016. - 464 c.
- Геннадиев, А.Н. География почв с основами почвоведения. Гриф МО РФ / А.Н. Геннадиев. - М.: Высшая школа, 2018. - 119 c.
- Глазовская, М.А. Общее почвоведение и география почв / М.А. Глазовская. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 202 c.
- Добровольский, Г. В. Лекции по истории и методологии почвоведения / Г.В. Добровольский. - Москва: РГГУ, 2018. - 232 c.
- Мария, Коснырева und Людмила Золотая Геофизические методы в почвоведении / Мария Коснырева und Людмила Золотая. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c.
Further reading
- Қабышева Ж.К. Топырақтану//Оқулық.- Алматы, ЖШС РПБК «Дәуір», 2016.-416 б.
- Жамалбеков Е.Ү. Топырақтану және топырақ географиясы мен экологиясы Е.Ү. Жамалбеков, Р.М. Білдебаева.- Алматы: Қазақ университеті, 2006-320 c.
- Мирзадинов Р.А. Топырақтану: оқу құралы / Р.А. Мирзадинов, Қ.Үсен, Ә.Ә. Торғаев. – Алматы: ҚАЗ ККА, 2009. – 245 б.