Industrial ecology
Description: Provides theoretical and practical skills in the classification of pollutants, both by individual and complex industrial production, the impact of pollutants on various components of the biosphere, ways and methods to reduce the level of negative effects of existing industries on the environment. Examines the normative indicators of the level of pollution, the anthropogenic impact of various industries, dust separation, sources of electromagnetic pollution, the concept of waste-free production, the environmental passport of an industrial enterprise.
Amount of credits: 6
Пререквизиты:
- Chemical analysis
Course Workload:
Types of classes | hours |
---|---|
Lectures | 30 |
Practical works | 30 |
Laboratory works | |
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
SAW (Student autonomous work) | 90 |
Form of final control | Exam |
Final assessment method |
Component: Component by selection
Cycle: Base disciplines
Goal
- Формирование теоретических знании и практических навыков в области техногенных воздействий промышленных предприятий на окружающую среду, представлений у студентов основных источниках загрязнения, состава загрязняющих веществ, их количественной оценке, основных направлениях оптимизации промышленного ресурсопотребления.
Objective
- - изучение теоретического объема курса - обучение студентов приемам диагностики экологического состояния окружающей среды под влиянием воздействия окружающей среды под влиянием воздействия промышленных выбросов, сбросов и захоронений промышленных отходов - формирование умений и навыков анализа фактического материала - обучение студентов приемам инженерных решений.
Learning outcome: knowledge and understanding
- - основы промышленной экологии, - региональные проблемы промышленной экологии - методики анализа техногенного состояния окружающей среды
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- - оценка экологическое состояние промышленных узлов - использование основных методов экологических оценок параметров состояния природно-технических систем - осуществление расчетов и прогнозирование изменения устойчивости окружающей среды к техногенному влиянию - решение конкретных задач по защите окружающей среды по рациональному природопользованию
Learning outcome: formation of judgments
- -выполнение нормативно-технической и нормативно-экологической документации, - иметь представление о проблемах социально-экологических систем связанных с защитой окружающей среды и рациональным природопользованием
Learning outcome: communicative abilities
- - способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в промышленной экологии; – способность находить организационно-управленческие решения в различных производственных ситуациях.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- Способность оперативно адаптировать основные законы дисциплин в профессиональной деятельности, применять современные информационные технологии, методы математического анализа и моделирования при выполнении лабораторных, экспериментальных экологических исследований.
Teaching methods
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Assessment of the student's knowledge
Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.
Period | Type of task | Total |
---|---|---|
1 rating | Конспекты лекций | 0-100 |
Практические работы | ||
Рубежный контроль | ||
2 rating | Конспекты лекций | 0-100 |
Практические работы | ||
Рубежный контроль | ||
Total control | Exam | 0-100 |
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | Good | Satisfactory | Unsatisfactory | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует си стемные теоретиче- ские знания, владеет терминологией, ло- гично и последова- тельно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свобод- ное владение моно- логической речью и способность быстро реагировать на уточ- няющие вопросы | демонстрирует проч- ные теоретические знания, владеет тер- минологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументиро- ванные выводы и обобщения, приво- дит примеры, пока- зывает свободное владение монологи- ческой речью, но при этом делает несуще- ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции препода- вателем | демонстрирует неглу- бокие теоретические знания, проявляет сла- бо сформированные навыки анализа явле- ний и процессов, недо- статочное умение де- лать аргументирован- ные выводы и приво- дить примеры, показы- вает недостаточно сво- бодное владение моно- логической речью, тер- минологией, логично- стью и последователь- ностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить толь- ко при коррекции пре- подавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро- ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргумен- тированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла- дение монологической речью, не владеет тер- минологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции препода- вателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практиче- скую работу в пол- ном объеме с соблю- дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат- но выполняет все записи, таблицы, ри- сунки, чертежи, гра- фики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде- ление и истолкова- ние основных поня- тий; сопровождает ответ новыми приме- рами, умеет приме- нить знания в новой | выполнил требова- ния к оценке «5», но допущены 2-3 недо- чета. Ответ обучаю- щегося на вопросы удовлетворяет ос- новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна- ний в новой ситуа- ции, без использова- ния связей с ранее изученным материа- лом и материалом, усвоенным при изу- чении других дисци- плин; допущены од- на ошибка или не более двух недоче- тов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче- ской работы, что поз- воляет получить пра- вильные результаты и выводы; в ходе прове- дения работы были до- пущены ошибки. При ответе на вопросы обу- чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре- пятствующие дальней- шему усвоению про- граммного материала; допущено не более од- ной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра- бот не позволяет сде- лать правильных выво- дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла- дение основными зна- ниями и умениями в соответствии с требова- ниями программы; до- пущены больше ошибок и недочетов, чем необ- ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав- ленных вопросов. |
Evaluation form
The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:
- 40% of the examination result;
- 60% of current control result.
The final grade is calculated by the formula:
FG = 0,6 | MT1+MT2 | +0,4E |
2 |
Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;
E is a digital equivalent of the exam grade.
Final alphabetical grade and its equivalent in points:
The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:
Alphabetical grade | Numerical value | Points (%) | Traditional grade |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Excellent |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Good |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Satisfactory |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Unsatisfactory |
F | 0 | 0-24 |
Topics of lectures
- Введение в промышленную экологию
- Современная структура и основные направления развития общей экологии
- Промышленные экосистемы
- Экологические факторы и их классификация
- Изменение характеристик биосферы в связи с производственной деятельностью
- Экологические проблемы отдельных отраслей промышленности
- Влияние предприятий на окружающую среду
- Воздействие горного производства на окружающую среду
- Транспорт и окружающая среда
- Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду
- Энергетика и окружающая среда
- Оценка воздействия на окружающую среду
- Противодействие угрозам природного и техногенного характера
- Экологическая безопасность
- Экологический паспорт предприятия
Key reading
- 1. Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК 2. Жалпы және қолданбалы экология негіздері. Оқу құралы./Букунова А.Ш., Кайсина М.И., Жаманбаева М.К., Идришева Ж.К. Өскемен: С. Аманжолов ат. ШҚМУ «Берел» баспасы, 2020. – 160 б. 3. Экология және тіршілік қауіпсіздігі: Оқулық / Атикеева С. Н., Каражанова М.Х., Оспанова А.Е. - Нұр-Сұлтан: «ТұранАстана» университеті 2022-235б. 4.Промышленная экология: учебник и практикум для СПО / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 382 с. 5.Охрана окружающей среды: процессы и аппараты защиты гидросферы: учебник для СПО / А.И. Родионов, В.Н. Клушин, В.Г. Систер. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 283 с. 6. Калыгин В.Г. Промышленная экология – М.: МНЭПУ, 2017 3. Медведев В.Т. (ред.) Инженерная экология Учебник. - М.: Гардарики, 20016. — 687 с. 7. Исмаилова, А. А. Промышленная экология : учебник / А. А. Исмаилова, Н. А. Нурбаева. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2018. — 263 c. — ISBN 978-9965-799-15-0. 8. Серікбаева А. Өнеркәсіптік экология. Оқу құралы. – Изд. Foliant2015. - 224 с.
Further reading
- 9. А.Т.Қуатбаев Жалпы экология Алматы. ЖШС РПБК «Дәуір»,2012 10. Г.С.Оспанова, Г.Т.Бозшатаева. Экология. Алматы.Экономика, 2012 11. Дорожко С., Малькевич Н., Морзак Г. Технические основы охраны окружающей среды. - Минск: БНТУ, 2012 г.- 1197с. 12. М.С.Тонкопий, Г.С.Сатбаева, Н.П.Ишкулова, Н.М.Анисимова Экология және тұрақты даму. Алматы. ЖШС РПБК «Дәуір»,2011 13. М.Ш. Әлинов. Экология және тұрақты даму. Оқу құралы. – Алматы «Бастау», 2012 14. Ә.С.Бейсенова, Ж.Б.Шілдебаев, Г.З.Саутбаева. Экология. Алматы, 2010 15. Семенова И.В. Промышленная экология Учебник для студ. высш. учеб. заведений / И.В.Семенова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 528 с 16. Экология. Оқу құралы. /Ж.Е.Дәрібаев, Ә.Б.Баешов, С.С.Сермаңызов. - Астана. Дәнекер, 2005 17. Певзнер В.И. Горное производство и окружающая среда. - М.: Высшая школа,2005 18. Сапега В.А. Практикум по экологии – Тюмень, ТГУ, 2002 19. В.М.Гарин, И.А.Клёнова, В.И.Колесников. Экология для технических вузов. Феникс, 2001 20. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001 21. Луканин В.М., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология- М.: Высшая школа, 2001 22. Экология для инженера: учеб.-справ. пособие / В.Ф.Панин, А.И.Сечин, В.Д.Федосова. - М.: Издат. дом "Ноосфера", 2001. - 282 c. - Библиогр.: с. 272-277. 23. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб. пособие для ВУЗов / А.И.Федорова, А.Н.Никольская. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 286 c. 3. Инженерная экология и экологический менеджмент: Учеб. / Ред. Н.И.Иванов, Ред. И.М.Фадин. - М.: Логос, 2002. - 527 c. 24.Реймерс Н.Ф. Природопользование – М.: Мысль, 1990 25.Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест ГН 2.1.6.695 – 98 РК 3.02.036 99 26.Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест - ГН 2.1.6.695 – 98 РК 3.02.037 99