Управление качеством в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
Beschreibung: Знание терминологии по менеджменту качества, экологического менеджмента, профессиональной безопасности и охраны труда; принципов управления качеством на основе системного подхода и процесса; механизмов построения и внедрения системы менеджмента качества; экологического менеджмента и менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда; умения применять полученные знания в решении вопросов управления качеством в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.
Betrag der Credits: 6
Пререквизиты:
- Введение в инженерное образование
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 30 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 90 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | Письменный экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью изучения данной дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов специальности 6В11201 - «Безопасность жизнедеятельности и защиты окружающей среды» по вопросам обеспечения качества и его управления в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
Задача
- Задачи: усвоение студентами основ системы менеджмента качества, требований международных стандартов области систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, безопасности, охраны труда и здоровья. -иметь представление об основных положениях международных стандартов ИСО 9001:1999, 14001:2004, а также спецификации OHAS :18001:1999. -знать терминологию в области качества, экологического менеджмента, менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда; принципы управления качеством на основе процессного и системного подходов; механизм создания и внедрения систем менеджмента качества; основные положения экологического менеджмента и менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда; уметь применять полученные знания при решении задач, касающихся управления качеством в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды; -быть компетентным в вопросах создания и внедрения систем менеджмента качества в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание терминологии по менеджменту качества, экологического менеджмента, профессиональной безопасности и охраны труда; принципов управления качеством на основе системного подхода и процесса; механизмов построения и внедрения системы менеджмента качества; экологического менеджмента и менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда; умения применять полученные знания в решении вопросов управления качеством в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Показать квалификацию при формировании и внедрении вопросов системы менеджмента качества в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
Результат обучения: формирование суждений
- Усвоение основ системы менеджмента качества, требования международных стандартов системы менеджмента качества в области охраны труда и окружающей среды, охраны здоровья и безопасности.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность в сфере экологического менеджмента, профессиональной безопасности и охраны труда
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Совершенствовать знания в методике разработки и проектирования схем, приборов, аппаратов и систем очистки. Развивать восприимчивость к обучению по совершенствованию знаний в области передовых научных методов познания и пользоваться ими на уровне необходимом для оперативного решения проблем.
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Конспекты лекций | 0-100 |
Практические работы | ||
Рубежный контроль | ||
2 Bewertung | Конспекты лекций | 0-100 |
Практические работы | ||
Рубежный контроль | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует системные теоретиче- ские знания, владеет терминологией, ло- гично и последова- тельно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свобод- ное владение моно- логической речью и способность быстро реагировать на уточ- няющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет тер- минологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументиро- ванные выводы и обобщения, приво- дит примеры, пока- зывает свободное владение монологи- ческой речью, но при этом делает несуще- ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции препода- вателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет сла- бо сформированные навыки анализа явле- ний и процессов, недо- статочное умение де- лать аргументирован- ные выводы и приво- дить примеры, показы- вает недостаточно сво- бодное владение моно- логической речью, тер- минологией, логично- стью и последователь- ностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить толь- ко при коррекции пре- подавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро- ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргумен- тированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла- дение монологической речью, не владеет тер- минологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции препода- вателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в пол- ном объеме с соблю- дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат- но выполняет все записи, таблицы, ри- сунки, чертежи, гра- фики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде- ление и истолкова- ние основных поня- тий; сопровождает ответ новыми приме- рами, умеет приме- нить знания в новой | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недо- чета. Ответ обучаю- щегося на вопросы удовлетворяет ос- новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна- ний в новой ситуа- ции, без использова- ния связей с ранее изученным материа- лом и материалом, усвоенным при изу- чении других дисци- плин; допущены од- на ошибка или не более двух недоче- тов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче- ской работы, что поз- воляет получить пра- вильные результаты и выводы; в ходе прове- дения работы были до- пущены ошибки. При ответе на вопросы обу- чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре- пятствующие дальней- шему усвоению про- граммного материала; допущено не более од- ной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра- бот не позволяет сде- лать правильных выво- дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла- дение основными зна- ниями и умениями в соответствии с требова- ниями программы; до- пущены больше ошибок и недочетов, чем необ- ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав- ленных вопросов. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Международный опыт в управлении безопасностью и защитой окружающей среды на промышленных предприятиях
- Система управления в области безопасности жизнедеятельности и охраны труда
- Организация управления безопасностью и охраной труда на предприятии
- Расследование и учет несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников, связанных с трудовой деятельностью
- Планирование в области управления охраной труда
- Экологический мониторинг окружающей среды
- Цель и задачи экологического менеджмента в промышленности
- Оценка воздействия на окружающую среду
- Экологическая экспертиза
- Контроль качества окружающей среды
- Основные законодательные и нормативные акты в области охраны окружающей среды
- Цель и задачи Организация управлением охраны окружающей среды на предприятии
- Служба менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда
Основная литература
- 1. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК. 2. Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК. 3. Закон О гражданской защите Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188-V 3PK. 4. Липов A.K. Охрана труда и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Алматы: New book, 2021 г. — 384 с. 5. СТ РК ISO СТ РК ISO 45001-2019 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению» 6. СТ РК 2877-2016 «Система экологического менеджмента. Экологически чистый процесс. Требования и менеджмент» 7. ISO 45001 Охрана труда и техника безопасности 8. ISO 14001-2016 Системы экологического менеджмента 9. ISO 45001:2018 Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда 10. Зекунов, А. Г. Управление качеством : учебник и практикум для СПО / А. Г. Зекунов ; под ред. А. Г. Зекунова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 475 с. 11. Экологический менеджмент и аудит : [учеб. пособие] / М. Н. Струкова, Л. В. Струкова ; [науч. ред. М. Г. Шишов] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с. 12. Масленникова, И. С. Экологический менеджмент и аудит : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Масленникова, Л. М. Кузнецов. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 328 с. 13. Косенкова, С. В. Управление качеством окружающей среды : учебное пособие / С. В. Косенкова, Н. Б. Ефимова, И. А. Уланова. — Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2017. — 152 с
Дополнительная литература
- 14. С.В. Макаров, Т.В. Гусева. Экологический менеджмент. Москва: ЭкоЛайн, 1998. – 246 с. 15. И.В. Переездчиков, О.В. Крышевич. Надежность технических систем и техногенная опасность. 1.Б: Риск управления «Человек-машина-средняя». – Москва: МГТУ им. Н.Э. Бауман, 1998. 16. Гигиенические критерии классификации и оценки вредности и опасности фактора промышленной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. М.: 2002.