Фирманың экономикалық қауіпсіздігі
Сипаттама: Пәнді оқу экономикалық қауіпсіздікті қамтамасыз етудің индикаторлары, көрсеткіштері және механизмдері; фирманың қауіпсіздігінің техникалық-технологиялық негіздері; экономикалық мүдделерді қорғау және коммерциялық құпияны қорғау; инновациялық-инвестициялық механизмдер, сонымен қатар экономикалық қауіпсіздікті қолдаудың мемлекеттік механизмдері; фирманың дағдарысқа қарсы басқару стратегиясын қалыптастыру.
Кредиттер саны: 5
Пререквизиты:
- Кәсіпорын экономикасы
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 15 |
Практикалық жұмыстар | 30 |
Зертханалық жұмыстар | |
СӨЖО | 30 |
СӨЖ | 75 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: Таңдау бойынша компонент
Цикл: Кәсіптік пәндер
Мақсат
- Изучение обучающимися (магистрантами) теоретических и практических основ и механизмов обеспечения экономической безопасности предприятии и организации национальной экономики.
Міндет
- Изучить сущность и принципы экономической безопасности фирмы; понять основы функционирования системы экономической безопасности фирмы; уметь идентифицировать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности; изучить показатели, критерии, индикаторы экономической безопасности и методы комплексной оценки ее уровня; изучить механизм реализации комплексного подхода к организации деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятия; изучить формирование стратегии фирмы по антикризисному управлению; научиться проводить мониторинг экономической безопасности фирмы.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- Уметь: понимать сущность экономической безопасности фирмы (ЭБФ); знать внутренние и внешние угрозы ЭБФ, их классификацию и идентификацию; освоить основные функциональные составляющие ЭБФ; индикаторы ЭБФ (сущность и пороговые значения); знать основные методы оценки уровня ЭБФ; понимать методы обеспечения ЭБФ.
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- Идентифицировать внешние и внутренние угрозы ЭБФ; выбирать и обосновывать индикаторы ЭБФ по всем её составляющим; количественно оценивать уровень ЭБФ по каждой составляющей и проводить интегральную оценку уровня ЭБФ в целом; проектировать систему ЭБФ с учетом специфических особенностей отрасли и фирмы; разрабатывать антикризисную стратегию фирмы.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- Сформировать такие суждения как: находится ли фирма под воздействием угроз (угроза внешняя или внутренняя); является та или иная угроза реальной или потенциальной; находится ли фирма в опасном или безопасном состоянии; велика ли вероятность банкротства фирмы; каков уровень экономической безопасности фирмы; какие факторы в данный момент являются резервами роста уровня ЭБФ.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- Уметь выступать с докладом перед аудиторией; задавать вопросы докладчикам; отвечать на заданные вопросы; выступать в прениях; участвовать в принятии решений по обсуждаемым проблемам.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- Уметь применять приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, профессионально решать экономические проблемы и ситуации.
Оқыту әдістері
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - технологии проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссии, пресс-конференции, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные методы и формы).
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
---|---|---|
1 рейтинг | Устный опрос | 0-100 |
Реализация теоретического материала при принятии экономического решения | ||
Поэтапное выполнение индивидуального задания | ||
Рубежный тест | ||
2 рейтинг | Устный опрос | 0-100 |
Реализация теоретического материала при принятии экономического решения | ||
Поэтапное выполнение индивидуального задания | ||
Рубежный тест | ||
Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
Письменный экзамен состоит из 3 вопросов: 2 теоретических вопроса (60 мин) и одна практическая задача (40 мин). Продолжительность экзамена 1 час 40 мин. Экзаменационный материал состоит 60% теоретического материала 40% практического материала Студент сдал модуль, если итоговая оценка выше 50%. | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. | Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки | Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Предмет, метод и задачи курса ЭБФ
- Сущность и принципы экономической безопасности фирмы
- Основы функционирования и развития экономической безопасности
- Понятие "Ситуация" применительно к ЭБФ
- Показатели и индикаторы экономической безопасности фирмы
- Механизм обеспечения экономической безопасности
- Технико-технологические основы безопасности фирмы
- Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны
- Инновационно-инвестиционные механизмы безопасности фирмы
- Организационно-информационные аспекты экономической безопасности
- Государственные механизмы поддержки экономической безопасности
- Cоциально-экономические, природно-экологические и политические факторы, влияющие на экономическую безопасность и их классификация
- Формирование стратегии по антикризисному управлению фирмы
- Реализация антикризисной стратегии: тактика управления
- Оценка экономической безопасности фирмы
Негізгі әдебиет
- Конституция РК.
- Гражданский Кодекс РК (общая часть).
- Закон РК "О национальной безопасности РК".
- Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2018.
- Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А., Власков А.С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы.- М.: Ось, 2018.
- Зеркалов Д. В.Экономическая безопасность [Электронный ресурс]: Монография. – Электрон. данные. – К.: Основа, 2018.
- Экономическая безопасность: Учебник/ Под ред. О.А. Грунина – М.: Дрофа, 2017.
- Экономическая и национальная безопасность: Учебник/ Под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2017.
- Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность: Учебник для ВУЗов. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
- Мусилимова К.С. Теоретико-правовые основы управления национальной безопасностью Республики Казахстан. - Вестник КарГУ, Караганда, 2018.
- Бланк, И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия : производственно-практическое издание / И. А. Бланк. - Киев : Ника-Центр : Эльга, 2017.
Қосымша әдебиеттер
- Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый Кодекс).
- Светлаков А.Г. Стратегия развития предприятий в условиях непредсказуемости внешней среды. - Пермь, 2018.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 20017.
- Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.- М.: Дело и Сервис, 2018.
- Бородин И.А. Основы психологии корпоративной безопасности. - М.: Высшая школа психологии, 2019.
- http://stat.gov.kz/