Биомедицинские сенсоры и сигналы

Алибеккызы Карлыгаш

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина посвящена изучению основ современной биомедицинской техники, принципов построения, диагностики и исследования характеристик сложных физико-технических комплексов и устройств, датчиков, микроэлектронных и наноэлектронных сенсоров.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Интегральная и микропроцессорная схемотехника

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование у магистрантов знаний о принципах работы биомедицинских сенсоров, методах регистрации и анализа биосигналов, а также приобретение навыков применения современных инструментов для обработки данных, что позволит разрабатывать и адаптировать сенсорные системы для диагностики и мониторинга состояния здоровья.
Задача
  • Изучение принципов, методов и алгоритмов обработки и анализа биомедицинских сигналов, изображений, а также методов синтеза соответствующих программно­алгоритмических средств, применяемых в медицинских системах.
  • Освоение современных направлений развития информационных технологий и перспектив их использования в медицине.
  • Приобретение навыков работы с научной литературой для самостоятельного решения научно-исследовательских и прикладных задач в данной области знаний.
Результат обучения: знание и понимание
  • Описывать проблемы качества сигналов и способы устранения артефактов.
  • Описывать современные методы цифровой обработки биосигналов (фильтрация, временно-частотный анализ, предсказательное моделирование).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Использовать инструменты цифровой обработки сигналов (Python, MATLAB).
  • Выполнять фильтрацию биосигналов и устранять артефакты (сетевые помехи, дрейф сигнала, физиологические шумы).
  • Проводить анализ биосигналов с помощью Фурье- и вейвлет-преобразования.
Результат обучения: формирование суждений
  • Анализировать качество биомедицинских сигналов и оценивать достоверность полученных данных.
  • Выбирать наилучшие методы обработки данных в зависимости от типа сенсора и цели исследования.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Описывать и объяснять принципы работы биомедицинских сенсоров и их применение в медицине., как специалистам, так и не специалистам
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Овладевать новыми методами цифровой обработки сигналов и машинного обучения.
  • Применять современные аналитические инструменты для обработки биосигналов.
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся в процессе обучения).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа "Биомедицинские сигналы в задачах функциональной диагностики: регистрация и анализ " 0-100
Лабораторная работа "Хранение и обработка биомедицинских сигналов в медицинских системах "
Лабораторная работа "Исходный анализ параметров биомедицинских сигналов перед обработкой"
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Лабораторная работа "Расчет параметров биомедицинских сигналов после обработки" 0-100
Лабораторная работа "Фурье-анализ в обработке биомедицинских сигналов"
Лабораторная работа "Вейвлет-анализ для выявления аномалий в биомедицинских сигналах"
Рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Лабораторная работа демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Современные биомедицинские сенсоры: принципы работы и классификация
  • Методы регистрации биомедицинских сигналов: проблемы и решения
  • Беспроводные сенсорные системы и IoT-решения в медицине
  • Мультимодальные системы и интеграция данных
  • Предобработка биомедицинских сигналов: фильтрация, нормализация, устранение артефактов
  • Временной и частотный анализ биомедицинских сигналов
  • Методы анализа вариабельности биосигналов и нелинейных характеристик
  • Предсказательное моделирование на основе биосигналов
  • Методы машинного обучения для анализа биомедицинских сигналов
  • Глубокие нейросети и их применение в анализе сигналов
  • Компьютерное зрение в обработке биомедицинских изображений
  • Алгоритмы слияния данных и принятия решений
  • Обучаемые системы мониторинга пациентов и предсказательное моделирование
  • Биометрические сенсоры и их применение в медицине
  • Интеграция биомедицинских сенсоров в носимые устройства
  • Будущее биомедицинских сенсоров: перспективные технологии и вызовы
Основная литература
  • Фролов А.В. Цифровая обработка билмедицинских сигналов и изображений. - Москва: МГТУ им. Н.Э.Баумана ,2020.- 400с.
  • Умняшкин, С.В. Основы теории цифровой обработки сигналов [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.В. Умняшкин. — Электрон. текстовые данные. — М. : Техносфера, 2016. — 528 c.
  • Скворцов, С.П. Основы применения вейвлет-преобразования для фильтрации и сжатия биомедицинских данных [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.П. Скворцов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2012. — 68 c.
  • Смоленцев, Н.К. Введение в теорию вейвлетов [Электронный ресурс] / Н.К. Смоленцев. — Электрон. текстовые данные. — Москва, Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2010. — 292 c.
Дополнительная литература
  • Кубланов В.С., Долганов А.Ю., Костоусов В.Б.Биомедицинские сигналы и изображения в цифровом здравоохранении: хранение, обработка и анализ. – Екатеринбург: УрФУ, 2021. – 350 с.
  • Гордон С., Холден С.Биомедицинские сенсоры и устройства. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 280 с.
  • Макарова Н.В.Статистический анализ медико-биологических данных. – Москва: Научный центр здоровья детей РАМН, 2018. – 320 с.
  • Рабинович, Е.В. Методы и средства обработки сигналов [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.В. Рабинович. – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2009. – 144 c.