Педагогика высшей школы
内容描述: Актуальность изучения дисциплины связана с необходимостью опережающей подготовки профессионально- компетентного преподавателя вуза, способного активно участвовать в инновационных процессах в системе высшего образования. Курс ориентирован на подготовку магистров к преподавательской деятельности в высшей школе. Содержание курса отражает современные тенденции гуманизации и демократизации образовательного процесса вуза, новые образовательные технологии, ориентирует на индивидуально-творческий стиль деятельности.
贷款数: 3
Пререквизиты:
- Социология
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 15 |
*sro(zh-CN)* | 45 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | устная (по билетам) |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- совершенствование профессиональной подготовки будущих преподавателей вуза, ознакомление их с методологическими и теоретическими основами педагогики высшей школы, современными подходами к анализу, планированию и организации образовательного процесса в высшей школе
Задача
- 1.Осознание актуальных проблем педагогической науки , в условиях высшей школы, сущности деятельности преподавателя вуза на современном этапе. 2.Овладение умениями конструирования и организации образовательного процесса в вузе. 3.Развитие коммуникативных умений и навыков владения современными образовательными технологиями.
Результат обучения: знание и понимание
- актуальные проблемы системы образования в целом и педагогической науки в частности; сущность педагогической деятельности преподавателя вуза;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- выделять из окружающей действительности педагогические факты, явления, события; описывать их на языке педагогической науки; объяснять и прогнозировать их развитие, опираясь на закономерности педагогических теорий; конструировать учебно-воспитательный процесс, основываясь на новых концепциях обучения;
- прогнозировать результаты деятельности и планировать процесс самосовершенствования.
Результат обучения: формирование суждений
- навыками и приемами педагогического анализа; системой обновления знаниями в процессе профессиональной деятельности; навыками выбора адекватного метода организации учебно- воспитательного процесса; культуройпрофессионально-педагогическогообщения.
Результат обучения: коммуникативные способности
- навыки креативного мышления и творческого подхода к решению новых проблем и ситуаций, вынесения ведущей идеи исследования на обсуждение коллективу; доступного изложения целевой и нецелевой аудитории проблемы исследования; профессионального общения и межкультурной коммуникации; ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Способность к эффективному взаимодействию всех членов педагогического процесса
- Способность использовать фундаментальные и новейшие достижения педагогической науки в профессиональной деятельности
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - В соответствии с требованиями по подготовке магистров и необходимостью реализации компетентностного подхода в учебном процессе, освоение данной дисциплины предполагает использование традиционных (лекции, семинары) и инновационных образовательных технологий с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (мозговой штурм, деловые игры, эссе, авторские проекты,презентации, конкурсы, мастер-классы специалистов, встречи с представителями государственных и общественных организаций и др.) и внеаудиторную работу магистров с целью формирования и развития профессиональных навыков преподавателей высшей школы.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Разработка минипрогаммы научно-педагогического исследования по своей специальности | 0-100 |
2 *Rating(zh-CN)* | Разработка лекционного и семинарского занятия с применением инновационных педагогических технологий по своей дисциплине | 0-100 |
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
устный опрос | даны полные и правильные ответы по теоретическим вопросам | даны правильные, но не полные ответы | ответы на теоретические вопросы не поные и поверхностные | неправильные ответы на теоретические вопросы |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке. педагогика - это наука о воспитании и образовании человека. В ней фактически заложены две области деятельности человека: педагогическая наука и педагогическая практика. Понятие "наука" несет в такой трактовке две смысловые нагрузки: непосредственно "наука" - теоретическое знание, и "наука" в понимании "научение". Новая модель высшего профессионального образования и кредитная система обучения. Система образования Республики Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих: 1) организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов; 2) преемственных образовательных программ и государственных общеобязательных стандартов образования для различных уровней образования; 3) органов управления образованием и подведомственных им организаций, обеспечивающих реализацию образовательных программ и развитие системы образования». Казахстанская модель: общеобразовательная средняя школа, гимназия, лицей – профессиональная школа, лицей, колледж, училище – университет, институт, академия – магистратура, докторантура.
- Высшее образование в современном мире. Реализация новой парадигмы образования и гуманизации воспитания отражена внедрением личностно-ориентированного обучения и переходом к компетентному подходу формирования личности профессионала - специалиста новой формации.
- Тенденция гуманизации образования проявляется на современном этапе через гуманитаризацию образования, т.е. расширением блока социально- гуманитарных дисциплин в содержании образования; а также изменение подходов в организации обучения с главным акцентом на раскрытие личности и воспитание его качеств.
- Методология педагогики высшей школы. Методология - это учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Э.Г. Юдин выделяет 4 уровня методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический 6. Профессионально-педагогическая культура педагога ВШ. Профессиональная культура специалиста - это степень овладения способами и приемами решения специальных профессиональных задач. Профессионально-педагогическая культура (ППК) представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности.
- Профессионально-педагогическая культура педагога ВШ. Педагог выполняет несколько видов педагогической деятельности: - деятельность педагога-предметника – непосредственное ведение занятия преподавателем; - деятельность методиста – обобщения опыта обучения, выявление наиболее оптимальных методов и приемов обучения, конструирования методов, технологий и приемов обучения, построения учебных средств, учебных предметов; - деятельность программирования – составления учебных программ и планов, проектирования рабочих учебных программ, силлабусов, учебно- методических комплексов дисциплин и т.п.; - научно-исследовательская деятельность – включает поиск и разработку новых знаний, систематизацию знаний, превращение научных знаний в учебные знания; - воспитательная работа – направлена на организацию воспитательную среду и управление разными видами деятельности студентов с целью решения задач формирования гармонично развитой личности.
- Педагогическое общение. Целями профессионально-педагогического общения являются: 1) создание условий для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций; 2) «чтение» и понимание как своего поведения, так и поведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества.
- Теория педагогического процесса высшей школы. В педагогическом процессе вычленяются универсальные компоненты: цель – задачи – содержание – методы – средства – формы – результат. Фактически, на наш взгляд, это клеточка педагогической деятельности преподавателя, и она является целостной единицей. Грамотно спланированный педагогический процесс в виде подобной единицы условно можно перенести в любое другое место, образовательное пространство.
- Дидактика высшей школы. Дидактика — наука об обучении, его целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Основные категории дидактики: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, процесс, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, контроль, результаты обучения. В настоящее время статус новой категории придается понятию технологии обучения.
- Содержание высшего профессионального образования. Содержание образования включает следующие компоненты. 1) Знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах человеческой деятельности; знания о профессиональной деятельности, целях, процессе, способах, средствах, условиях профессиональной деятельности.
- Управление процессом обучения. Этапы управления: формирование целей, информационной основы обучения, прогнозирование, принятие решений, организация исполнения, коммуникации, контроля, оценки результатов.
- Методы и формы обучения высшей школы.Методами обучения (МО) называют упорядоченную деятельность преподавателя и обучаемых, направленную на достижение заданных цели и задач.
- Теория воспитания ВШ.
- Теория научной деятельности высшей школы. В Казахстане появление первых высших учебных заведений относят к началу ХХ в. В 1920 г. создается ряд вузов: Букеевский казахский институт народного образования в г.Урде, Семипалатинский институт народного образования. В 1921 г. была предпринята попытка организовать Казахский университет в Оренбурге. Открываются вузы по отраслям: в 1929 г. - зооветеренарный, в 1930 г. – сельскохозяйственный, в 1931 – медицинский. В 1932 г. в г.Уральске открывается педагогический институт, в 1934 г. – Казахский государственный университет (Жантекеева З.У. и др, 1986). Далее система высшего образования развивалась стремительно, к 40-м годам ХХ в. в Казахстане работало уже 12 вузов. В ХХI в. в условиях становления независимости Казахстана, реформирования науки и основываясь на опыте развитых стран в казахстанских университетах повсеместно создаются научно-исследовательские институты. Таким образом, активно перенимается и совершенствуется опыт исследовательских университетов. Более того, создаются предпосылки появления особых инновационных сред в соответствие с направлением развития инновационной экономики Казахстана.
- Педагогические технологии. В педагогических технологиях можно выделить технологии обучения и технологии воспитания, а также в высшей школе технологии научной деятельности педпроцесса.
Основная литература
- Основная: 1. Закон РК «Об образовании» 2. Закон РК «О высшем образовании» 3. Государственная программа развития системы образования РК до 2020 г. 4. Концепция развития системы образования РК до 2015 г. 5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы – М., 1980. 6. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы. Текст лекций. – Челябинск., 1990 г. 7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2003 г. 8. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. – Ереван ,1983 г. 9. Джуринский А.Н. .Сравнительная педагогика. М, 2000 10. Оконь В. Введение в общую дидактику . – М.: Высшая школа,1990 г. 11. Педагогика высшей школа . Учебное пособие, Ростов – на - Дону , «Феникс», 1998 . 12. Хмель Н.Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителя – Алма-Ата: Мектеп, 1984 г. 13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М, 2003 14. Гаунов М.Г., Семушкина Л.Г., Фокин Ю.Г. Этюды дидактики высшей школы. М., 1998 15. Гребенюк О.С. ,Гребенюк Г.Б. Теория обучения ,- М. ,2003 16. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога.,М 1998 17. Беспалько В.Г. Программированное обучение. Дидактические основы – М, 1970 г. 18. Деловая игра. Внедрение: Методические рекомендации – СПБ,1995 19. Койшибаев Б.Д. Имитационные методы управления учебным процессом в вузе . – Алма-Ата:1981. 20. Кузнецова В.А. Теория и практика многоуровнего университетского образования – Ярославль,1995. 21. Методология педагогических исследований./ Под ред. А. И. Пискунова, Г.В. Воробьева – М., 1980 22. Проблемы методологии педагогики и методики исследования./ Под ред. АА. Данилова, Н.И. Болдырева– М., 1980 23. Трайнев В.А ,Трайнев И.В. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. – М., 2006. 24. Бондарева С.Г., Гейцман Л.Э., Завалко Н.А , Какиева Л.Х. Педагогика: вопросы и задания для семинарских и практических занятий в условиях кредитной системы обучения. Алматы ,2007. 25.Ефремов О.Ю Педагогика.- М., 2010. 26. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. Изд. 3-е М., 2010 27. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. – М., 2009 28. Завалко Н.А., Гейцман Л.Э., Какиева Л.Х. Готовимся к квалификационному тестированию. Пособие в помощь учителю. - Усть-Каменогорск, 2009 29. Материалы Республиканского педагогического форума,2011 г.
Дополнительная литература
- 0.Смирнов В.Д. Педагогика.- М., 2011. 31. Кабанова Т. А., Новиков В.А. Тестирование в современном образовании М., 2010 32. Завалко Н.А., Искаков б.А. Развиваем медиакомпетентность. Учебно-методическое пособие. Усть-Каменогорск, 2010 33 Завалко Н.А., Искаков Б.А.. Рекомендации для учителя по развитию медиакомпетентности. Учебно-методическое пособие. Усть-Каменогорск, 2010 34.Мынбаева А.К. Основы педагогики высшей школы. Учебное пособие, Алматы, 2013.- 183 с. 35.Мынбаева А.К. и др. Образовательная политика, Алматы, 2014 – 225 с. 36.Мынбаева А.К., Вишневская А.В. Психолого-педагогическая диагностика и развитие творческого потенциала и креативности студентов и магистрантов.- Алматы, 2014.- 184 с.