Геоботаника

Асангалиев Елибек Атрауович

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Жердің өсімдік жамылғысы өсімдік қоғамдастықтарының жиынтығы ретінде, олардың құрылымы мен серпіні, құрамы, құрылысы, жіктелуі, жердің өсімдік жамылғысының қалыптасу, дамуы мен орналасу заңдылықтары және түрлер мен өсімдік қоғамдастықтарының қоршаған ортамен өзара қарым-қатынасы зерттеледі, ол бір өсімдік қоғамдастығының шегінде, жекелеген қоғамдастықтар арасындағы, сондай-ақ өсімдік қоғамдастығы мен оның қоршаған табиғи ортасы арасындағы өзара қарым-қатынастардың барлық спектрін қамтиды.

Кредиттер саны: 6

Пререквизиты:

  • Ботаника

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 30
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 30
СӨЖ 90
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Кәсіптік пәндер

Мақсат
  • изучение свойств растительных сообществ, взаимоотношений популяций видов и растительных сообществ с окружающей средой, технологии их рационального использования.
Міндет
  • ознакомить с основными признаками фитоценоза
  • показать сложные взаимоотношения между растениями и другими компонентами биогеоценоза,
  • показать на примере смен фитоценозов непрерывный процесс развития органического мира,
  • выработать четкие представления и убеждения о необходимости комплексного решения проблемы охраны природы.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • знать закономерности взаимодействия растений и растительных сообществ и среды, основные черты взаимодействия между растениями в сообществах;
  • основные отличительные признаки фитоценоза;
  • знание основных принципов выделения растительных ассоциаций, доминантного и эколого-флористического подхода в классификации растительности.
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • знать и применять методики описания разных типов растительности;
  • выявлять сезонную динамику растительных сообществ;
  • уметь работать с приборами для геоботанических описаний;
  • знать методы геоботанического картирования и районирования.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • уметь давать объективную оценку, утверждать или отрицать какие-либо свойства, связи и отношения, высказать свое правильное и содержательное суждение, раскрывать содержание понятий и излагать свои знания по дисциплине в виде предложений, в которых утверждается взаимосвязь объекта и его свойств, а также должны уметь выразить не только знания о предмете, но и субъективную оценку и отношение к этому знанию.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • легко и быстро ориентироваться в вопросах организации и ведения современного лесоводства, быстро и легко осваивать нововведения, обладать организаторскими способностями, уметь использовать полученные знания на практике при решении конкретных научных или производственных задач.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • уметь правильно излагать свои мысли, пользоваться научными источниками информации, пользоваться полученными знаниями на практике, работать самостоятельно.
Оқыту әдістері

технология организации активных лекционных форм: 1) лекция-визуализация (содержание представлено в образе рисунка, графика, схемы); 2) бинарная лекция (вдвоем) — проблематизация происходит за счет формы и содержания; 3) лекция — пресс-конференция; 4) лекция-консультация; 5) лекция-провокация; 6) лекция-диалог; 7) лекция с применением дидактических методов (мозговая атака, метод конкретных ситуаций и др.).

технология коллективного взаимообучения;

коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);

информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

технологии активного и проблемного обучения.

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Практическое занятие 1-8 0-100
Устный опрос/тестирование
СРОП
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Практическое занятие 9-15 0-100
Устный опрос/тестирование
СРОП
Рубежный контроль 2
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Введение в дисциплину
  • Общее представление об экологических факторах
  • Абиотические факторы
  • Биотические факторы
  • Взаимоотношения растений друг с другом
  • Взаимоотношения между растениями и их консортами
  • Специфичность видов по воздействию на среду
  • Конкурентное исключение и формирование экологической ниши
  • Состав и структура растительных сообществ (синморфология)
  • Возрастная структура ценопопуляции
  • Динамика растительных сообществ (синдинамика)
  • Классификация растительности (синтаксономия)
  • Ординация растительности
  • Геоботаническое районирование
  • Человек и его роль в изменении растительного покрова
Негізгі әдебиет
  • Наумов С.Ю., Кирпичев И.В. Геоботаника: Учебное пособие. Ę Луганск: Элтон-2, 2017. Ę 109 с.
  • Тиходеева, М. Ю. Практическая геоботаника (анализ состава растительных сообществ): Учебное пособие / Тиходеева М.Ю., Лебедева В.Х. - СПб:СПбГУ, 2015. - 166 с.: ISBN 978-5-288-05635-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/941935 (дата обращения: 14.09.2022).
  • Андреева Е.Н.Методы изучения лесных сообществ. - СПб.: НИИХимии СПбГ'У, 2002. - 240 с.
  • Миркин Б.М. «Теоретические основы современной фитоценологии» Москва, 2005;
  • Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности: Учебник. / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова, А. И. Соломещ. М.: Логос, 2001.
  • Наумов С.Ю., Кирпичев И.В. Геоботаника: Учебное пособие. Ę Луганск: Элтон-2, 2017. Ę 109 с.
Қосымша әдебиеттер
  • Быков Б. А. Геоботаника. — Алма-Ата: Наука, 1978—287 с.
  • Ипатов В. С. Фитоценология. Учебники / В. С. Ипатов, Л. А. Кирикова. СПб: Изд-во С.-Петербург ун-та, 1999.
  • Шенников А. П. Введение в геоботанику. / А. П. Шенников. Л.: ЛГУ, 1984.
  • Вальтер Г. Общая геоботаника. / Г. Вальтер. М.: Мир, 1982
  • Андреева Е.Н.Методы изучения лесных сообществ. - СПб.: НИИХимии СПбГ'У, 2002. - 240 с.
  • Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности: Учебник. / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова, А. И. Соломещ. М.: Логос, 2001.